ДУМСКИЕ РАЗГОВОРЫ

19-03-2000

Valeriy Lebedev

9 и 10 марта был я Думе с целью обозрения местных достопримечательностей. Снова работает пункт валютного обмена.

В конце существования предыдущей Думы он был закрыт, полагаю, по причине отвлечения думаков от нехороших мыслей о падении рубля. В марте же рубль держался неплохо, даже подрос, так что от пункта по обмену есть польза, тем более, что курс доллара там сильно занижен по сравнению с другими пунктами, что внушает дополнительный оптимизм членам бюджетно-финансовой комиссии Думы.

Проходя из нового здания в старое через длинный коридор, я увидел сидящего за столом в позе мытаря Виктора Анпилова .

На столе перед ним лежала малая кучка монет, рублей на 10. Так что скорее, сценка напоминала сбор нищего в подземном переходе.

Рядом с монетками приютилась тоненькая стопка газеток с красным названием «Молния». То есть, название было черным, но рядом – красный флаг. Он бросал отблеск.

- Газеткой торгуете?, - поинтересовался я.

- Покупайте.

- Сколько?

- Рубль. Но если нет, берите так.

- Почему это ?

- У людей нет денег, пусть хоть так читают. Тут есть статья, этого… из Нью-Йорка, (листает газетку) Константина Ковалева «Ящерица отбрасывает хвост» о том, какой ужас американский капитализм и о преимуществах социализма.

И много других интересных материалов. Вот моя статья есть «Голос за Зюганова».

- Товарищ Анпилов, вы скажите, когда народ к топору звать будете? А то все голосованием отделываетесь. Народ не этого ждет.

- Ай, наш народ уже ничего не ждет. Ни топором, ни вилкой работать не умеет.

- Спился, что ли?

- Не. Пили в России всегда. Правда ведь?

- Правда. Но пили в меру. И сейчас тоже в меру, только мера очень большая.

- В Германии еще больше пьют, а работают как здорово !

- Так, небось, пиво.

- Какое там! Шнапс дуют больше наших.

- Так не позвать ли немцев в Россию, как при Екатерине, пусть научат пить и работать?

- Да ну, нашим ничего не поможет (обречено машет рукой).

- Это обидное неверие в наш народ. Тем более, нужно позвать его к топору.

- Зачем?

- Пока топоры не украли. А то потом не к чему будет звать.

- Да, крадут много. Вот в этом номере нашей газеты написано, что правительства Черномырдина, Кириенко, Примакова, Степашина и Путина украли у пенсионеров 80 миллионов рублей. Нет, миллиардов, нет, миллионов. Нет, миллиардов. Миллионов. Да вот, миллиардов.

В газете была шапка с этим текстом, но цифра написана 80.000.000.000. Разобраться в таком количестве нулей трудно, отсюда простительная путаница.

Расстались мы самым дружеским образом, уходя я выразил надежду на то, что топоры еще останутся, а он – что статьи произведут должное стимулирующее действие.

Пока он так думал, я пришел к Владимиру Лукину, своему старому знакомому, многолетнему председателю думского комитета по международным делам, ныне вице-спикеру Думы,.

Первый мой вопрос был такой (мы общались на ты и по именам, но для солидности пусть будет более формально):

- Владимир Петрович, Вы разделяете, мнение и позицию Явлинского по нынешней чеченской войне?

- Может быть и разделяю, но я не знаю, какая у него позиция.

- Однако... Ну, у него позиция осуждения войны как способа решения... Антитеррористическая операция - это можно, но не война.

- По моему, это не так.

- Не так? Но я читал его заявление ! Даже Чубайс назвал его предателем.

- А я участвовал в написании этого заявления.

- Значит, Явлинский говорит так, что его можно понять двусмысленно. За счет интонации, что ли?

- Ну, может быть, двусмысленно. Давайте так - мнение Явлинского нужно узнавать у него, не у меня.

- Меня интересовал вопрос не о мнении Явлинского, а совпадает ли ваше мнение с его.

- Не знаю. Я готов высказать свое мнение. А уж совпадает ли оно с мнением Явлинского - об этом судить журналистам. Думаю, что дов
ольно близко.

- Мое мнение, как журналиста, таково: война в Чечне - это столкновение цивилизаций, так как родо-племенной строй Чечни, не всей, но горной, не может быть согласован с принципами государственности.

Для них похищения и разбой - не преступления, а способ законной охоты и естественного промысла.

- Да, в этом что-то есть. Как говорил Соломон, и ты прав, сын мой.

- Как вы оцените заявления Трошева, Шпака и других генералов о том, что военная часть операции в Чечне закончилась, все бандформирования разбиты, остались маленькие разрозненные группки, и вдруг как раз после этого потери резко возросли, отряд до 2000 человек уничтожил почти всю роту ВДВ и прорвался из Аргунского ущелья. Так что маленькой группкой оказалась как раз уничтоженная рота.

Как понимать такие заявления? Эти генералы что, плохие профессионалы? Или хорошие, но плохо неинформированы? Или вот село Комсомольское берут неделю, говоря, что там всего 25 человек.

- Я не буду отвечать на этот вопрос, потому что я принципиально не критикую наши войска и командование во время ведения ими военных действий. Что касается общего понимания, то генералы еще со времен Ганнибала всегда преувеличивали свои победы и старались преуменьшить свои поражения и потери. Ничего необычного я не вижу в действиях российских генералов. Это доказывает, что наши генералы похожи на всех остальных генералов. Знаете анекдот? Полковник пишет рапорт о победе: "Уничтожено 500 боевиков". Генерал: "Пиши 1000, нам чеченцев не жалко".

А вообще-то потери в Аргунском ущелье и тут же потери подмосковного ОМОНа - всего более ста человек - это ужасная трагедия.

- Это может иметь какие-нибудь последствия в Думе, какой-то отзвук?

- Уже имело. Как раз сегодня (10 марта) заседание началось с минуты вставания. Да, такого рода операции, как в Чечне вряд ли могут обойтись малой кровью.

- Следует ли Путину, ради реноме и престижа отмежевываться от олигархов ? От Березовского, в частности?

- Я вижу свидетельства того, что Путин уже это делает. Известно его изречение о данайцах и вообще он держится от них на дистанции. Хотя влияние олигархов не утрачено. Особенно, упомянутого. Так что поставлена в этом деле не точка, а многоточие.

- Последний вопрос. В Америку собираетесь?

- Собираюсь. В середине апреля под Нью-Йорком в доме Гарримана состоится встреча, 2-3 дня, конференция по российским делам, организует Гарвардский русский центр. Будет несколько известных деятелей - Борис Немцов, Александр Жуков, еще кто-то. Вот используйте у себя на радио эту возможность, приезжайте, будет время поговорить.

- Спасибо. Обязательно приедем.

Затем я стал беседовать с депутатом прошлой Думы, а ныне с помощником Лукина Владимиром Аверчевым. Беседа получилась крайне занятной и довольно большой, но об этом - в следующем номере.

-

 

Комментарии

Добавить изображение