О мудрецах и экспериментаторах, или Игрок-идиот как зеркало русской революции.

27-05-2001

Написать это посильное соображение меня побудило следующее высказывание горячо мною любимого и уважаемого В.Л. Сердюченко:

Когда автор сего впервые посетил Интернет, он был уверен, что познакомится с интереснейшими людьми, почвенными мыслителями, философскими откровениями редкостной силы. Ведь здесь собрался весь образованный верх человечества! Так сказать, планетарный форум, выставка умов, интеллектуальная революция. Вместо этого он обнаружил тотальное занудство, парад попугаев, круглосуточно толкущихся в Guestbooks и повторяющих на разные голоса "Путин диктатор" и "Ганди поехал в Данди". (Хотел было привести примеры, но для этого пришлось бы цитировать целые простыни.) Увы, процент простолюдинов оказался среди дипломирован-ной интеллигенции не меньшим, чем в любой другой выборочной группе.

Когда пораженный автор поведал об этом наблюдении вслух, на него хлынул поток разоблачений и укоризн. Самым трогательным было: "Как можно, да вы после этого никакой не интеллигент." Но позвольте, если быть интеллигентом означает повторять зады задов за каким-нибудь либеральным Опискиным, тогда автор сего действительно не интеллигент.

Это высказывание, интересное само по себе, высветило характернейшую черту русского человека. Вот о ней, об этой черте, а не о содержании приведенной цитаты (с которой я совершенно согласен), и пойдет речь – это не будет жанр «Стола взаимных расчетов».

В этом высказывании – весь русский человек – игрок-идиот! Что в нем поражает, или, по крайней мере, должно поражать? А вот что: заслуженный деятель культуры, профессор, проживший немалую жизнь, наполненную множеством разоблачений и разочарований, сохранил оптимизм, жизнерадостность и недалекость подростка, едва вступающего в жизнь!

Ну, в самом деле: могли бы мы ожидать от гуманитарного профессора минимального знания социальной психологии и минимальной способности к предвидению будущего? Нет, нет и нет! Валерий Леонидович сумел пронести через перестройку первой, а то и второй степени тяжести свою непоколебимую веру в чистоту помыслов, благородство и высоту духовных дерзаний русской интеллигенции. Как иначе объяснить его изумление и разочарование?

И что же, один ли Владимир Леонидович ничему не научился из предшествовавшего опыта? Эх, если бы! А как же все эти кочегары-философы-людоведы-душелюбы вроде А.Зиновьева? Тоже, вроде, в шоке. Не ожидали!

Все в шоке от результатов перестройки: от старинного друга советского народа З.Бжезинского (для него результат превзошел самые смелые мечты) до ходячей совести нации (full-time) А.Солженицына. Нет ни одного, кто оказался способен на предвидение катастрофы, ожидавшей Россию. (По крайней мере, насколько я знаю. Буду благодарен за информацию о провидцах, предсказавших характер распада страны году в 1985 или раньше).

В особенно неуютном положении оказались диссиденты, на которых все теперь указывают пальцем: «Вы этого хотели?» Неловко всех их разновидностям: и лицам, обрядившим личные интересы в тогу борьбы за справедливость (вроде Щаранского), и честно отрабатывавшим ЦРУшные серебренники, и русофобам по Шафаревичу (они возможно, и любили русский народ, но только народ, «облагороженный» их воображением, а, следовательно, не имеющий ничего общего с народом реальным),љ и бесхитростным правдолюбцам, единственными недостатками которых были скудоумие и стервозность. Все они не меньше нас, простых обывателей, оказались ошеломлены результатами своей деятельности. (Не все догадываются, что их деятельность была сродни роли Освальда в убийстве президента Кеннеди: Освальд произвел много шума своим выстрелом, но дело сделала пуля профессионала, находившегося гораздо ближе и стрелявшего с глушителем и наверняка).

Оказалось, что умом Россию не могут понять не только иностранцы, но и сами русские! С иностранцев спрос невелик – им нас понимать самим Богом заказано. Но русские-то! Не только не способны посмотреть на шаг вперед, но и не хотят вовсе! Уж на что В.И.Ленин был первоклассным мыслителем, и то: «Что тут думать, власть брать надо!» Ну, взяли, и пришлось ведь задумываться, и пришлось конфузиться, и неловко оправдываться. А что, раньше нельзя было немного порассуждать?

А нынешние-то властители масштабом помельче будут, и не на один порядок. Эти вряд ли на год вперед пытаются прогнозировать. Вообразить себя за решеткой совершенно выше их разумения.

Стоит отметить, что так было всегда. Результаты русских революций оказывались всегда для самих русских, в том числе русских мыслителей,љ большой неожиданностью. А это означает, что многие из них, если не большинство, «хотели как лучше», с энтузиазмом бросаясь в горнило долгожданных потрясений. Революция Петра Первого, изуродовавшая русское общество до неузнаваемости, не может быть приписана одному лишь тирану: с самодурами без широкой поддержки разговор всегда был короткий: табакеркой по башке, и да здравствует король!

Кажется, загадочная русская душа, которой мы так гордимся, загадочна и для нас самих. Как можем мы делать то, что мы делаем?! Не отмеривая не то что семь раз – ни разу?!

Русские – всегда игроки. Потому что идиоты? Не знаю, не знаю. Не мудрецы – это точно. Экспериментаторы. Чем отличается мудрец от экспериментатора? Первый способен предвидеть результат до проведения эксперимента, или, если угодно, провести мысленный эксперимент. Последний же либо не имеет никакого понятия о результате эксперимента, либо имеет понятие совершенно превратное. Русский народ не породил ни одного мудреца, способного предсказать будущее страны после ближайшего по времени будущего переворота.

Конечно, сейчас, когда итоги эксперимента известны, рассуждать легко. Но где же были совесть и мудрость нации? Покаялся ли кто-то в том, что недодумали, недосмотрели, прошляпили? Не знаю никого, кроме Еза Зельцера. Остальные все так и остались обиженными на русский народ – и опять за то, что в теории никак не хочет укладываться, выставляя теоретиков игроками-идиотами.

Ну а теперь – попытка анализа, точнее, компиляции анализа, поскольку, после судорожного (из-за злобных взглядов жены) просматривания огромного количества публикаций любое мнение окажется инспирированным или прямо принадлежащим кому-то другому – тут Валерий Леонидович прав. (Однако, в чем я с ним не соглашусь, мозги и душа обывателя играют некоторую роль, а именно, роль фильтра, выбирающего из многообразия мнений приемлемое для себя).

Русская жизнь – русская рулетка. Во-первых, из-за природных условий. В диссидентских кругах было модно иронизировать над неудачами советского сельского хозяйства, оправдываемого властью «неблагоприятными природными условиями». «У них условия неблагоприятны каждый год», -- глумился диссидент. Так ведь так оно и есть! Большая часть земельных угодий СССР находилась в зоне рискованного земледелия, в которой западные люди вообще ничего бы делать не пытались. Предвижу охи американолюбов по поводу американских ураганов – сравните долю американских угодий, разоряемых каждый год ураганами, с заморозками или засухой, ударяемыми по целым регионам. Можно взглянуть на это и под таким углом: если рассмотреть какую-нибудь американскую ферму в самом неблагополучном с точки зрения ураганообразования месте, то можно заметить, что ураган разорит эту выбранную ферму раз в, может быть, 50 лет – иначе люди бы там просто не жили. Такого же размера колхозное поле в СССР может подвергаться засухе каждый второй год. Вероятность потерь – 2% в США и 50% в СССР.

Во-вторых, русские всегда были окружены соперниками-единомышленниками, которые предпочитали веселые набеги размеренной жизни европейского ожидовевшего торгаша. Планировать набег половцев или хазар было так же продуктивно, как строить расчет на выпадение четного числа в рулетке. Русское «авось» управляло русской душой просто потому, что ничто другое просто не могло работать.

Закончу на оптимистической ноте (я русский человек!): не надо предрекать гибель России – не было еще на свете пророка, сумевшего предвидеть ее судьбу.

Комментарии

Добавить изображение