АПОСТОЛЫ И ИНТЕРНЕТЫ

11-08-2002

Валерий СердюченкоИнтернет поразительно фамильярен. Здесь каждый Сальери полагает вправе дернуть за рукав любого Моцарта и заявить ему свое презрительное "фе".

Пушкинский Сальери понимал, что он всего лишь Сальери.

Совсем не то в Интернете. Сетевого Сальери отличает разительная неспособность посмотреть на себя со стороны. Его завистливость, обидчивость и гонор очевидны каждому, только не ему. Он подобен токующему глухарю: со всех сторон ему дают логопедические советы, предлагают попить холодной воды из-под крана – тщетно: он "глухарь" не только в орнитологическом, но и в прямом смысле. У него не возникает малейших сомнений в аксиоматическом превосходстве собственной головы над окружающими. Обратись к нему с увещеванием сам апостол Павел - он и с ним вступил бы в ожесточенную перепалку, даже не вслушавшись в суть укоризны.

Библейские коллизии и архетипы воспроизводятся в любом людском сообществе, в том числе и в Internet. Здесь тоже есть свои Симы и Хамы, собственный Ной (как правило, редактор веб-альманаха) и свой завистливый Аман. Кого тут никогда не встретишь, так это Иова. Обратил ли ты внимание, читатель, что в Интернете нет смертей, горести, болезней? Леонид Делицын, главный координатор Teneta.Rinet выдавил сквозь зубы однажды, что вынужден на время покинуть свой капитанский мостик, чтобы не покинуть его навсегда.

Эффект? В "Тенета" ни на минуту не прекратился карнавальный стеб и лошадиное ржание. Ты идешь в Internet? Спрячь свои скелеты в шкафу, ставь перед монитором бутылку коньяка и хохочи, хохочи, кощунствуй и сыпь свои сарказмы до изнеможения. Грусть, отчаяние одиночества, задушевное признание - не предусмотрены в Интернете. Франц Кафка не имел бы здесь малейшего шанса.

- А "апостолы", о которых вы повели речь?
- О, их число в Интернете ничтожно и стремится к нулю. И, как правило, они вызывают черную зависть "глухарей".

Когда на дискуссионных лентах Сети появился Iouli Андреев, там начался жуткий спам. В чем только его не обвиняли! Возник целый орден анти-юлианцев, носящихся за Андреевым по всей Сети, чтобы насмехаться и изобличать. Автор сего не поленился заказать в поисковой системе имя этого персонажа и был поражен количеством бранных сентенций в его адрес.

Постепенно начало выясняться, однако, что сей монстр живет в геометрическом центре Европы, преподает в одном из ее престижных университетов, имеет безупречную биографию и даже аристократическое (яхтсмен!) хобби , какое не снилось пролетарскому сетевому большинству. Вы думаете, "большинство" смутилось? С точностью наоборот: набросилось на Iouli с удвоенным азартом. Вопреки всякому смыслу он был обозван болваном, сталинистом, юдофобом, юдофилом, антихристом, венским идиотом, проходимцем, мракобесом, таксистом и великодержавным шовинистом. "Ну хорошо, - снисходили некоторые из более адекватных:

– Мы малодушны, мы коварны, 

Бесстыдны, злы, неблагодарны- 

Мы сердцем хладные скопцы, 

Клеветники, рабы, глупцы- 

Гнездятся клубом в нас пороки.Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам добрые уроки,
А мы послушаем тебя."

Оказалось, однако, что Iouli раздает эти уроки пополам с пинками. Подобного обращения с собой не смог вынести никто! Накренив мускулистые черепа и смазав клавиатуры ядом, местные афиняне принялсь строчить свои "ату!" во все интернетовские концы. Были высказаны предположения:

- что Iouli никакой не профессор-
- что у него вместо языка ефрейторская лычка-
- что он не читал Фимы Собак-
- что он австрийский шпион и взорвал Чернобыльскую ГЭС.

Предположения переходили в уверения, вопросы в доносы, а оппоненты превращались в "шиншиных".

Стоп. Очередной герой нашего очерка назван. Просвещенному читателю "Лебедя" напомним, что это имя толстовского персонажа, знаменитого своим англомантством, невозмутимостью, выбритостью манер и джентльменскими mot's. Отличная позиция для участия в сетевых ристалищах, не так ли? Увы, со второго явления в Internet наш псевдоним стал вести себя прямо противоположным образом. Не разбираясь ни в каких табелях о рангах и правилах игры, он начал глаголать самоуверенные банальности, изумляясь, что сетевые пролы слушают не его, а кого-то другого. Обиды копились, интонации становились все менее "шиншинскими", но вместо того, чтобы совершенствовать себя, он вздумал напрыгивать на Апостола.

Ох, лучше бы он не делал этого! Апостол оставил
на время свою общепросветительскую трибуну и навел на несчастного грозные взоры.

Другой бы на его месте свернулся тихим листиком в складках интернетовского рельефа, притворился дуновением, набоковской бабочкой и сохранил бы себя, как особь. Но "Шиншин" продолжал горячиться, удручать собственных web-патронов и в конце концов пригрозил венскому учителю чуть ли не физическим оскорблением.

Какая неосторожность! Учитель и яхтсмен немедленно отреагировал в том смысле, что если опорно-двигательный аппарат его оппонента находится в таком же состоянии, как интеллектуальный, он готов принять вызов хоть сейчас.

Так и видишь эту картину: вспотевший боец носится по пустому рингу, бормоча угрозы и молотя воздух кулаками. Его соперник давно переоделся, выпил чашку кофе и ушел, зрители тоже разошлись, в зале уже тушат свет – остановись, несчастный! Не слышит и продолжает колотить пустоту, пока не повывихивает все локтевые и плечевые суставы.

Обращусь к нему с собственным увещеванием, пожалуй:
- Мой обидчивый и самолюбивый друг! Быть выпоротым Учителем не позорно, а, наборот, почетно. Следует не обижаться, а гордиться шрамами, полученными при столкновении с венским пароходом и человеком. Автор, видите ли, тоже завидует "Юлию", но исключительно белой завистью: картезианской внятности его слога, изяществу его internet-импровизаций, интеллектуальному мужеству мысли, уникальному сочетанию Салтыкова-Щедрина и Вольтера в одном флаконе.

А каким оружием фехтуете вы? Помилуйте, да это "ганьба" какая-то, как сказали бы у нас на Украине. Сплошное "бу-бу-бу" с торчащими во все стороны восклицательными знаками.

К любой осанне положено быть примешану толике яду. Не будем нарушать чистоты жанра и сокрушенно констатируем, что "Юлия" постоянно заносит. Подобно любому апостолу, он нетерпим. Пусть поднимет руку тот или то, о ком или о чем Iouli сказал доброе слово? Вот видите, ни одной не поднялось. Он наделен несчастной способностью превращать друзей во врагов, в то время как опыт жизни учит прямо противоположному. У него кругом сплошные подлецы, один прокурор порядочный человек, да и тот, если разобраться, свинья, каких свет не видывал. У него отсутствует чутьё на "человеческое" в человеке. В результате его (как и любого апостола) постоянно побивают каменьями, или пишут коллективные письма-доносы австрийскому султану. .

Наконец, что он хочет нам сказать? Каковы, так сказать, его собственные планы по спасению человечества? Нет ответа- во всяком случае Iouli не артикулировал его ни разу. Он апостол-минус, Савл во Павлах, нигилист в самом хрестоматийном и безнадежном смысле этого слова. От него жухнут цветы и пропадает молоко у женщин. Мир представляется ему адом, но это потому, что ад – он сам. Несчастный! .

Выполнив от имени и по поручению большинства анти-юлианскую норму поношений, займемся вопросом, возникшим по ходу текста. .

Это только кажется, что окружающие слышат именно то, что мы хотели сказать. Между "сказанным" и "услышанным" дистанция огромного размера. Она заполняется неустанным совершенствованием речи, мысли, чувства, всего нашего культурного состава. Прежде чем сандалить свой текст в мировую Сеть, нужно переписать его так и эдак, перетереть в пальцах каждую запятую, выверить акцент и интонацию, прочитать домочадцам (а лучше возлюбленной), и учесть особенности среднего уха тех, кто даже "Маша мыла раму" воспринимает задом наперед и вверх ногами. О, как трудно достучаться до читательского сердца! Каждый из нас закован в носорожью броню собственного "я", а чужого не слышит. Но можно, можно: переселитесь в это "чужое" сами, ощупайте все его ломброзианские шишки и рецепторы, станьте его андрогином – тогда "проникнет".

Одни любят Сеть в себе, другие себя в Сети. Первые черпают из нее знания, духовный опыт, расширяют душу – вторые появляются там, чтобы нагородить косноязычной чепухи, а потом обижаться, что их не слушают.

"Ведь я так складно сказал! Ведь я такой неповторимый и умный! А "они" собрались вокруг какого-то Iouli. Покрою-ка я их матом, авось проникнутся."

Ни за что не проникнутся. И тоже ответят матом. Возникнет спор глухого с немым – генетический из'ян общения в Сети. И вместо лавров Учителя вы приобрете славу Хлестакова.

Так что будем появляться в Интернете только при галстуке, с любящим сердцем пронзительной мыслью и чеканным постом. И тогда именно вокруг нас станут собираться внимающие толпы и говорить: "О! Нов

ый Гоголь родился!"А смутившийся Iouli повесит нам на шею медаль "Победившим ученикам от побежденного учителя".

Комментарии

Добавить изображение