КАКОЙ РУССКИЙ ПОЛЮБИТ ВСЕХ ЕВРЕЕВ

28-04-2003

[Размышеления над вторым томом Солженицына
"Двести лет вместе"]

Когда-то, еще в 1928 году Василий Шульгин в книге "Что нам в них не нравится" написал:

"Чтобы начертать правдивую летопись о роли еврейства революции; об участии еврейства в большевистской авантюре; о руководимой ими коммунистической партии, нужно было бы написать том. И к этому тому текста надо бы придать несколько томов приложений, то есть документальных данных, подтверждающих те или иные утверждения. В настоящее время такой труд никому не под силу" (В.В. Шульгин. Что нам в них не нравится М.1994).

Валерий ЛебедевЧерез 74 года такой том вышел - второй том "Двести лет вместе" Солженицына. Фактура его, конечно, обрушивающая - никто не может оспорить ни фамилии, ни биографии фигурантов, ни огромное, почти что невообразимое количество ссылок, сносок, цитат, вообще научного аппарата на добрую дюжину диссертаций. Спорить можно (и будут) с тем, в каком смысле упомянутые персонажи российской истории были евреями. Ибо сие зависит от того, кого считать за них - вопрос, который никогда не будет решен окончательно. Сами себя они (многие) не считали себя ни евреями, ни еще какими-либо представителями племен, а некими интернационалистами, большевиками-коммунистами, как бы "всечеловеками". Но как сами евреи, так и иные все-таки будут относить их к иудейскому племени. Первые - потому что придерживаются не только религиозного определения, но также и родового - по маме-папе. Вторые - потому что первые сами так считают.

У многих сожмутся кулаки: у одних - ах, что "эти" с Россией сделали ! Опять вспомнят Достоевского "Жиды погубят Россию". У других тоже сожмутся кулаки: опять во всем обвиняют евреев! Очередной приступ антисемитизма ! Да уж, попало зернышко между двух жерновов.

Но давайте глянем спокойно: пусть государство есть некий организм. И предположим, далее, что в этом организме поселились зловредные бациллы. Здоровый организм переборет их. Слабый - умрет. Между прочим, вместе с бациллами. Средний прибегнет к лекарствам. Нет на земле более черной оспы, холеры, бубонной чумы, полиомиелита, сибирской язвы. А если иногда где-то немножко и есть, то быстро их укорачивают.

Сравнение не корректное. Ибо бациллы - твари безмозглые, бессловесные, сознания не имеющие и являющиеся вполне чужеродным телом в организме.

В то время как представители некоторой национальности есть люди с их сознанием и пониманием, подданные или граждане того самого государства. Которые должны отчетливо улавливать, что разрушая дом, в котором сами живут, они и себя губят. И если они даже что-то и разрушают, то только затем, чтобы построить "наш, новый мир". То есть только в том случае, если они руководствуются некоей социальной теорией, согласно которой вредоносными элементами являются как раз те, кто хотел бы оставить старый дом в неприкосновенности. Конечно, в силу законов психологии эти люди всячески стремятся занять высшие этажи в новом здании. И только история потом покажет, какая именно теория была ложной (старая или новая) и какой дом построили.

Читаем Дмитрия Быкова, который написал в статье "Двести лет вместо" (название заимствовано из статьи Владимира Кукушкина) так:

"Серьезный исследователь задал бы в этой ситуации вопрос: отчего русские с такой легкостью перепоручили все свои главные функции этим неприятным евреям?! Ведь действительно неприятным: я всем сердцем ненавижу эти подмигивающие и подхихикивающие диссидентские компании еврейской молодежи, где ругают и презирают все русское, а сало русское едят. Раньше были варяги, тоже неприятные... Объяснений напрашивается два: либо русские хотят, чтобы кто-нибудь всегда был виноват, - и поэтому сами ничего делать не удосуживаются, а валят все в итоге на евреев. И царизм погубили евреи, и революцию - евреи же, и Советский Союз - они же. Либо - и это случай более сложный - русский народ вообще не заинтересован ни в какой сознательной исторической деятельности, потому что у него другая программа, а именно - азартное, садомазохистское самоистребление под любым предлогом. Тогда остается признать лишь, что евреи губительны не для всех народов, а исключительно для тех, которые не желают делать свою историю самостоятельно".

Газета "Frankfurter Allgemeine Zeitung", (Германия) в статье Керстин Хольм (Kerstin Holm), под "зазывно-кинематографическим" названием "Евреи сделали русскую историю вместо русских" (29 января 2003) пишет о втором томе Солженицына и об этой статье Быкова:

"Во втором томе бесстрашный сапер Солженицын рассказывает, как о выдающихся фигурах из cреды евреев, так и о государственном антисемитизме. Как показывает оживленная дискуссия среди критиков и читателей, священный столп, занимающийся преодолением российского прошлого, задает, возносясь от статистических данных и официальных документов к методу метафизики наций, тон, который инспирирует русских идти на обмен мнениями по обеим сторонам этническо-культурного поля.

Читателям Солженицына сегодня причиняет боль то, как он, используя цитаты еврейских авторов, демонстрирует их не слишком патриотическую любовь к России.

Несмотря на свою русскую фамилию, видимо, еврейский публицист Дмитрий Быков (не видимо, а точно, - он сам об этом написал в своей статье - В.Л.)возвращает дискуссию к вопросу об исторической ответственности. Кое-что, пишет Быков в "Русском журнале", говорит в пользу того, что евреи сначала создали советский аппарат подавления, а потом вызвали к жизни движение диссидентов, которое разрушило это государство. Почему русские так легко отдают историческую инициативу в руки других, спрашивает Быков и дает два дополняющие друг друга ответа. Во-первых, русские хотят, чтобы в том, как развивалась история, всегда были виноваты другие, и никогда - они сами. Но это также означает, что русский народ вообще никогда не был заинтересован в сознательных исторических поступках.

Евреи в определенной степени сделали российскую историю вместо русских, так звучит провокационный диагноз Быкова. Сначала запоздавшая революция, потом контрреволюция в образе террора, затем атомная и водородная бомбы, сначала патриотические фильмы и песни, а в заключение - критическая поэзия бардов. Евреи Мандельштам, Пастернак, Бродский способствовали развитию русской литературы. Евреем является и демонический предприниматель Березовский, который поддерживал президентов Ельцина и Путина, как и сатирик с телевидения Шендерович, ругавший обоих. Между тем, русскую землю продолжают грабить свои же соотечественники, которые ведут себя как оккупанты, заявляет Быков".

Это - злые слова. Но, как ни странно, они почти верные. Почти - потому, что в истории такой громады как Россия можно найти самые разные примеры. Как образцы самоистребления, так и героического государственного и экономического стрительства. Но, если интегрально, если с птичьего полета, то Россия и в самом деле предстает как Сизиф с его камнем "терпениум мобиле", как Тантал, который никогда не может напиться, хотя и не просыхает каждый день, как некий нанаец, все время борющейся сам с собой. И даже - как рак, который для того, чтобы вырасти на вершок, сбрасывает с себя часть своего же тела, свой ороговевший панцирь, и растет, пока новый еще мягкий и не затвердел в броне бюрократических устоев.

Книга Солженицына вовсе не антисемитская, как убого и примитивно вопят национально озабоченные младорасисты. Она, по существу, русофобская. Нет, не в плохом смысле слова. Она - тот самый овод, с которым сравнивал себя Сократ на народном суде в Афинах. Овод, который жалит мощного, благородного, но тучного и ленивого афинского коня. Чтобы он взмахнул хвостом, ударил копытом - и поскакал. А то ведь совсем зажиреет, заплывает, повалится навзничь, засучит ногами да и издохнет от ослабления сердечной мышцы и цирроза печени.

В российской истории сложилась хрестоматийная легенда, которая усыпляет, разлагает и отупляет народ. Внедряет некий синдром идиотического иждивенчества. Вот приедет барин, барин всех рассудит. Причем барин -иностранец. Легенда о призвании варягов не случайна. Уже в те добылинные времена ждали барина. Иностранного.Те самые славяне, о которых "Сатириконовцы" написали так:

"С одной стороны они были храбры, но с другой стороны храбры не были, вследствие чего исход битвы зависел от того, с какой стороны к ним подходил неприятель... Сражались они врассыпную, но потеряв сражение, бежали дружной толпой и сомкнутыми рядами.

Северные славяне платили дань варягам, южные - хазарам, а западные - и варягам и хазарам. Иногда северные тайком приносили дань хазарам. Тогда южные, выбрав ночку потемнее, несли дань варягам. А днем северные нападали за это на южных и колотили их, приговаривая: "Будете знать, как приносить дань нашим варягам!". Поколотив друг друга всласть, они объединялись и шли бить западных славян с криком: "Будете знать, как давать дань нашим хазарам и варягам!".

Наконец, устав от своей справедливости, они послали за варягами с историческими словами: "Земля наша велика и обильна, порядка же в ней нет..." - "Зачем вам порядок?" - поинтересовались варяги. -" Как зачем? Для порядка, стало быть. Без порядка какой же порядок? Один беспорядок только". Варяги засмеялись и согласились приехать".

Даже в бородатой дремучей Московской Руси тишайший Алексей Михайлович приглашал иностранцев (того же акунинского фон Дорна) ради учреждения иноземного строя для своих стрельцов. Петр Первый всю Кукуевку заселил немцами-голландцами-минхерцами. Анна Ионанновна не могла обойтись без Бирона и Миниха, равно как и Анна Леопольдовна и Петр III (Миних).

Вся Академия Наук в ее исторической части была основана немцами Шлецером и Миллером, которые как раз и придумали норманнскую теорию. Суть этой теории не в том, что славяне призвали править Новгородом норманнов, а в том, что славяне вообще не способны к государственному строительству, что они представляют собой некую глину, ваять из которой нечто оформленное могут скандинавы, голландцы, немцы, но никак не сами славяне. Допустим, Ломоносов, опровергавший Миллера по части призвания варягов, был прав насчет того, что некая государственность в Новгороде уже и так была, а варяги не такие уж и варяги, ибо Рюрик - это свой брат-славянин. Рарог, дескать, сокол, то есть. Сейчас признают, что пусть даже и варяги и пусть только возглавили уже имеющуюся государственность. Зато, что касается этнической принадлежности, тут Миллер оказался прав - и Рюрик, и его прямые потомки были скандинавами - об этом говорит ономастика, ибо сами имена Рюрик, Ольга(Хельга), Олег(Хельг), Игорь (Ингмар) - это скандинавские имена. Даже имя Владимир происходит не от русского "владеть миром", а от норманнского имени Вальдемар. Более того, само название "Русь" согласно летописи есть самоназвание варяжской дружины Рюрика.

Но возникает вопрос, с какой стати вообще призвали варягов? Это были, как известно, шайки морских разбойников, грабившие побережья морей и рек от севера до Италии, везде их страшно боялись, в европейских странах даже существовала молитва: "Боже, спаси нас от норманнского ужаса". А тут их вдруг добровольно призвали! И, тем не менее, надо думать, летописец прав: призвали, произнеся ставшие знаменитыми слова: "Земля наша велика и обильна, порядка же в ней нет. Приходите владеть и княжить нами". Как раз потому видно, что местные ушкуйники были еще хуже.

Петр Первый любимую вторую жену определил в Екатерину Первую, а Евдокию, первую жену, для равновесия определил на постой в монастырь. Вторая жена, она же Екатерина Первая, в девичестве была то ли литовкой, то ли латышкой по имени Марта, дочь крепостного из Литвы Самуила. Была она девка неграмотная, но по тем временам красивая. То есть дородная, теластая и упитанная. Нашла Марта для Петра свое тайное слово и дело. И то: к 16 годам преуспела в любви, а в 16 уже была замужем за унтером Иоганном. Потом попала в плен к генералу Шереметьеву, который по законам войны взял ее как трофей, от него перекинулась к бОльшему начальнику - к Меньшикову, который тоже трудился над ней как над курчонком. А уж у Меньшикова ее забрал Петр. К тому же могла она так чесать голову вспыльчивого хозяина, что он засыпал, а через час всю дурь как рукой снимало. В промежутках дарила свою любовь то приехавшему на побывку б. мужу Иоганну, то еще кому попало. Как пишет эссеист-символист Георгий Чулков в "Российских государях": "она рассыпала дары своего сокровища во все стороны, не обращая внимания ни на звания, ни на чины, ни на лета ее избранника". Придворному Монсу эти забавы стоили головы, выставленной Петром на показ в кунсткамере. Зато в 1711 году в походе за Прут, когда Петр вместе со штабом оказался как бы в плену у турок, три раза поменявшая к тому времени вероисповедание Екатерина (католичка, протестантка, православная) отбила шефа у турецкого паши своей красотой, подкрепленной бриллиантом. Даже не пришлось принимать ислам.

После смерти наследника Петра II в отроческом возрасте 14 лет и уж совсем однозначно, - после воцарения матушки Екатерины, в русских царях почти не осталось ни единой капли "славянской крови". Вот так нумра ! Ну разве что, если принять на веру упорные слухи, что Павел был не сыном вовремя прибитого Петра III с его фимозом и (вроде бы) бесплодностью, а сыном Салтыкова - одного из первых фаворитов будущей императрицы. Впрочем, не стоит преувеличивать значение крови в определении национальности. Та же Екатерина полагала себя русской (всякий принявший православие - русский), да и русский язык (устный) знала потом получше многих своих русских придворных (писала она по-французски, иногда - по-немецки, по русски - редко, только деловые документы).

Иностранцы быстро заполняли Россию. В последние годы правления Екатерины II, после третьего и четвертого раздела Польши вместе с приглашенными немцами, в пределах России оказалось и все еврейское население этой бывшей шляхетско-гордой страны.

Ну, и началась та самая совместная жизнь на 200 лет. Как там она шла до революции, у Исаича много и подробно написано в первом томе.

А вот во втором - уже как шла после. Шла же она для всего населения туго и трудно. Временами - страшно. До 1937 года активистам новой жизни швондерам-шариковым было еще невдомек, что страшно будет и им. Что, странным образом, Немезида под видом исторического возмездия рубанет им по шее так, как и Монсу не снилось в его вечном затмении в спиртовой банке.

Солженицын приводит списки евреев, которые занимали видные места в журналистике-публицистике, в искусстве-литературе-музыке, в науке, в каких-то многих иных сферах, кроме разве что спорта. Но внимание привлекают другие списки - списки политических лидеров и, особенно, списки создателей карательных органов и их рыцарей меча революции.

Ну вот этот, например:

"Современный исследователь, опираясь на архивы: "Первая половина 30-х характеризуется увеличением роли евреев в аппарате государственной безопасности". А "накануне наиболее массовых репрессий" представление о картине "национального состава руководящих органов НКВД... может дать список награждённых к 20-летию ВЧК-ОГПУ-НКВД их 407 ответственных сотрудников, опубликованный в центральной печати. Среди награждённых— 56 евреев (13,8%), 7 латышей (1,7%)".

Вот из ГПУ создано НКВД во главе с Ягодой (1934) и публикуются (да дважды! — редкий случай заглянуть за непроницаемые стены) — комиссары Государственной безопасности НКВД 1-го ранга: Я.С. Агранов (первый заместитель Ягоды), В.А. Балицкий, Т.Д. Дерибас, Г.Е. Прокофьев, С.Ф. Реденс, Л.М. Заковский; 2-го ранга: Л.Н. Вельский, К.В. Паукер (их мы уже награждали в 1927 в десятилетие ЧК), М.И. Гай, С.А. Гоглидзе, Л.Б. Залин, З.Б. Кацнельсон, К.М. Карлсон, И.М. Леплевский, Г.А. Молчанов, Л.Г. Миронов, А.А. Слуцкий, А.М. Шанин, Р.А. Пилляр.

Разумеется, не все тут евреи, хотя и добрая половина. И не ушли, и не вытеснены были чекисты-евреи из того самого НКВД, которое расправлялось над страной после смерти Кирова — и, как скоро увидим, над собой же...

А.А. Слуцкий был начальник иностранного отдела НКВД, то есть заведовал шпионажем за границей. "Его заместителями были Борис Берман и [Сергей] Шпигельглас". А о Паукере узнаём: парикмахер из Будапешта, связался с коммунистами в русском плену в 1916, сперва начальник кремлёвской охраны, затем начальник оперативного отдела НКВД. Конечно, по скрытности аппарата и недоступности этих высоких лиц — не о каждом рассудишь доконечно. Вот высветился Наум (Леонид) Этингон, — руководивший убийством Троцкого, организатор шпионской "кембриджской пятёрки" и атомного шпионажа после войны — ас разведки.

Да на немалых же постах — и сколько таких постов? — был и вовсе сокрытый от глаз людских и только позже прогремевший как перебежчик Лев Фельдбин, со звучным псевдонимом Александр Орлов, видный и долгий гепеушник, возглавлявший в ГПУ — "экономический отдел Иностранного управления", а это означало: он контролировал от НКВД внешнюю торговлю СССР. Был доверенным при самых секретных инструкциях Сталина энкаведистам, как "вырвать у [жертв] ложные признания", и "многие из [следователей НКВД] находились у [него] в подчинении". — Да и Михаил Кольцов-Фридлянд ("политический советник" республиканского правительства Испании) — не в стороне был от крупнейших гепеушных авантюр.

К назначенному (27 сентября 1936) наркому внутренних дел Ежову через три дня добавлен заместителем М. Берман (оставаясь при том начальником ГУЛага). А с Ежовым пришли и свои тени. Его давний (с 1931) сотрудник по ЦК ВКПб Михаил Литвин становится начальником отдела кадров НКВД, а к маю 1937 дослуживается до начальника ни с чем не сравнимого Секретно-Политического отдела Главного Управления Госбезопасности (ГУГБ) НКВД. Помощником начальника этого отдела был (1931-36) Генрих Люшков (убитый в 1945 японской пулей, так как бежал к ним в 1938, а теперь, в конце войны, японцы не хотели его сдать обратно, деться некуда, застрелили, — так о карьере каждого из них можно повествовать и добавочно). При том же отделе "уполномоченным по особым поручениям" — Александр Радзивиловский. А вот и ещё один давний сотрудник Ежова — Исаак Шапиро, референт его с 1934, а теперь — начальник секретариата НКВД, затем начальник Спецотдела ГУГБ НКВД (это — ещё другой, тоже славный Отдел...).

В декабре 1936 среди начальников десяти засекреченных номерами отделов ГУГБ НКВД видим семерых евреев: отдел Охраны (1) — К. Паукер, Контрразведывательный (3) — Л. Миронов, Особый (5) — И. Леплевский, Транспортный (6) — А. Шанин, Иностранный (7) — А. Слуцкий, Учётно-регистрационный (8) — В. Цесарский, Тюремный (10) — Я. Вейншток. В течение мясорубки 1937 начальниками отделов побывали ещё: А. Залпетер — Оперативный отдел (2), Я. Агранов, вослед ему М. Литвин — Секретно-Политический (4), А. Минаев-Цикановский — Контрразведывательный (3), И. Шапиро — как уже сказано, Спецотдел (9).

Руководство ГУЛага — у меня названо в "Архипелаге". Да, большая доля евреев была и там. (Воспроизведенные из советского прославительного сборника 1936 года портреты Беломорско-Балтийских начальников вызвали негодование: мол, я выбрал одних евреев. Но я не выбирал, я привёл снимки всех высших начальниковБелБалтлага из этой бессмертной книги, — и чей же выбор, и чья вина, что они оказались евреями?) Для сведения, добавлю о трёх крупных лицах, чего не знал тогда, сейчас вот прочёл. Лазарь Коган до Беломора побывал и начальником ГУЛага, а Зиновий Кацнельсон после 1934 — замнач ГУЛага; Израиль Плинер с 1936 — начальник ГУЛага и кончал канал Москва-Волга.

Нельзя отрицать: История вознесла многих советских евреев в ряды вершителей всероссийской судьбы... По недавно опубликованным данным, в местных органах госбезопасности, без ГУГБ, служило 1776 евреев (7,4%)". (Приводятся многие наиболее одиозные имена -В.Л.)

Допустим, какие-то евреи хотели, видите ли, занимать все командные высоты ! Да мало ли кто чего хотел?1 Нацисты хотели занять Москву и затопить Ленинград. А русских довести до 40 миллионов рабов. Но - не вышло. Нашлись воля и силы не допустить. А ГУЛАГ - допустили. Да и сами с упоением участвовали. Давайте еще раз посмотрим на одну показательную цифру. Вот Солженицын пишет (напоминаю): "в местных органах госбезопасности, без ГУГБ, служило 1776 евреев (7,4%)". Итак - 7, 4 процента. Из примерно 20 000 - 1776 евреев. Это как раз те низовые органы, где и производились аресты, следствие, применяли пытки, судили, охраняли, расстреливали. И кто же были остальные 92, 6 процента? Не евреи. А русские, украинцы ну и пр. союз братских народов. Куда же смотрел этот союз? Он смотрел в рот тов. Сталину и др. вождям.

А вот почти тот же список, но уже в траурной рамке.

Пользуясь многими "расстрельными списками", изданными у нас в последнее десятилетие, и биографическими томами новейшей Российской Еврейской Энциклопедии, мы до какой-то степени в состоянии теперь проследить дальнейшие судьбы тех выдающихся чекистов, краснокомандующих, совпартдеятелей, дипломатов и прочих, кто — будучи во власти — был упомянут в предыдущих главах этой книги.

Среди чекистов эти гибели прошли особенно широко:

Г.Я. Абрампольский; Л.М. Абрамсон, погиб в закл. в 1939; Яков Агранов, 1938; Абрам Беленький, 1941; Лев Бельский-Левин, 1941; Матвей Берман, 1939; Борис Берман, 1939; Иосиф Блат, 1937; Я. Вейншток, 1939; (пропускаю мартиролог, он примерно той же длины, что и "вершителей судьбы" страны в двадцатых-середины 30-х годов, ибо это, в основном, одни и те же персонажи, даю только самый конец - В.Л.)... Абрам Слуцкий, отравлен в 1938; Давид Соколинский, 1940; Михаил Трилиссер; Леонид Файвилович, 1936; Владимир Цесарский, 1940; А. Шанин, 1937; Исаак Шапиро, 1940; Евсей Ширвиндт, 1938; Григорий Шкляр; Сергей Шпигельглас, 1940; Генрих Ягода, 1938.

Теперь опубликованы целые справочники руководящих сотрудников центрального аппарата ГУГБ НКВД, попавших в "ежовские" расстрелы и репрессии, где видим ещё многие и многие еврейские имена.

Но лишь случайно, благодаря ещё невзнузданной гласности начала 90-х, мы можем узнать о некоторых таинственных, вовсе скрытых биографиях. Например профессорГригорий Майрановский, специалист по ядам, с 1937 возглавлял "Лабораторию-Х" в спецотделе оперативной техники НКВД, исполнявшую через уколы ядами смертные приговоры "по прямому решению правительства в 1937-1947 годах и в 1950 году" — как в спецкамере при "Лаборатории-Х", так и за рубежом в 60-70-х годах. Арестован Майрановский был только в 1951— и из камеры писал Берии: "Моей рукой был уничтожен не один десяток заклятых врагов советской власти, в том числе и националистов всякого рода".

— А вот поразительное промелькнувшее в 1990 сообщение, из которого мы узнали, что знаменитые душегубки изобретены, оказывается, вовсе не у Гитлера во Вторую Мировую войну — а в советском НКВД в 1937. И изобрёл их (да не в одиночку, наверно, но организатор изобретения был он) — Исай Давидович Берг, начальник АХО (адмхозотдела) УНКВД Московской области. Вот почему бывает важно знать, кто занимал вовсе и не верхние посты. А получилось так. И.Д. Бергу было поручено исполнять решения "тройки" УНКВД МО — и Берг исправно выполнял поручение: возил на расстрелы. Но когда в Московской области стали заседать одновременно три "тройки" — уже справиться было расстрелыцикам невозможно. Тогда и догадались: жертв раздевать догола, связывать, затыкать рты и бросать в закрытый грузовик, снаружи замаскированный под хлебный фургон. На перегоне выхлопные газы шли внутрь грузовика — и до дальнего рва арестанты были уже "готовенькие". (Надо сказать, что и сам Берг вскоре был расстрелян, в 1939, — но не за эти злодейства, разумеется, а по обвинению в "заговоре". И в 1956 — благополучно реабилитирован, хотя в следственном деле его и тогда хранилась, и дохранилась вот до новейшего времени, и прочтена журналистами — история этого душегубного изобретения!).

А в приведенном перечне — сколько судеб с огненно прочерченной кривой. Тут-то попал под чекистский гребешок и сам Бела Кун, палач Крыма, и с ним ещё 12 народных комиссаров коммунистического правительства Будапешта (почти все - евреи - В.Л.).

Однако нельзя согласиться — не пристало, не совестливо — включать в преследования евреев — изгнание из карательных органов. Не было в том изгнании — антиеврейского мотива. (Не говоря уж о том, что если б сталинские опричники вообще дорожили не только сегодняшним благом и своим управленческим торжеством, а ещё б и мнением народа, которым управляли, — они должны были бы сами уходить из НКВД, а не ждать, пока их изгонят".

Что тут можно сказать? Признать как факт. Как данность истории. Нормальные люди, независимо от национальности, так и воспринимают. Вот пишет на одном еврейском сайте Вячеслав Эпштейн :

"О книге Солженицына. Да, это все факты. Ну и что? ... Все, что пишется о евреях я поддерживаю. Даже та, что пишет газета "Завтра". Все действительно так!

Но совсем не ясно одно: если все это правда, но почему это все происходит? Какой механизм эту программу реализует? Если бы разговор касался последних ста лет и города Одессы, мы бы ответ нашли, но вопрос касается тысячелетий и всего человечества. . .

Знаете, почему Испания уступила европейское первенство? "Сняла с работы" евреев-военачальников! Знаете, почему в физике 30-40-х годов, когда это не давало ни денег, ни славы, сосредоточилось такое количество евреев — Ферми, Оппенгеймер, Харитон, Флёров и прочие? Кто их туда направил, будто заранее зная, что уже в 50-х годах физика определит ход человечества? Знаете, кто реализует эти программы? Десятки таких программ! Не знаете. И я не знаю. И до тех пор, пока на этот вопрос — какой механизм руководит еврейской экспансией во многих областях человеческого существования — не будет ответа, можно писать тысячи книг и собирать миллионы фактов".

Ну, скажем, далеко не все факты в книге Солженицына "про участие" евреев в большевистской революции или в организации ГУЛАГа. Там есть целые разделы и главы о том, как евреев первыми эвакуировали, спасая от немецкой антисемитской чумы. О том, что "Протоколы сионских мудрецов" - наглая подделка. О борьбе многих евреев с большевиками. О безобразиях "борьбы с космополитизмом" и "дела врачей". Об огромном вкладе евреев в русскую культуру.

Однако на главный метафизический вопрос: кто именно реализует программу Великих переселений народов, набегов туменов Чингиз-хана, открытие Америки и полетов на Марс ответить трудно. Можно сказать - воля вождя. Можно - неистребимое желание (вроде инстинкта) к новому, к авантюре, к завоеваниям или к научной истине. Но можно воспарить ввысь и спросить: а почему да отчего у людей , у человеков, есть такие порывы? Кто так устроил, что Моисей, некоторым образом, усыновленный самим фараоном и его почти что главный любимец вдруг бросает ему вызов и уходит с народом в пустыню, в которой и умирает, так и не увидав земли обетованной? Кто заставил успешного коммерсанта Мухаммада бросить свое прибыльное дело и удалится в пещеру для выслушивания смутных речей Джабраила? Кто знает... Можно сказать - Бог. Можно, что такова природа людей. Тем более - некоторых людей.

А вот какова природа русских людей?
Давайте глянем на выдающийся (по-моему) роман Гончарова "Обломов".
Вот что пишет пособие по писанию сочинения по литературе:

"Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33 лет. Автор показывает нам его портрет: "Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием
всякой определенной идеи". Автор показывает нам во всех подробностях его быт, дает нам понять, что это человек нравственно погибающий. "По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память"; "Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием". Но почему же один из лучших людей романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. В этом и есть трагедия Обломова - такой молодой человек, еще недавно чем-то увлекающийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии.

И никто уже не может вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни.

Некоторый трагизм есть и в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности.

В отличие от Обломова, сердечного человека, автор описывает нам Штольца как некую машину: "Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, есть кость да мускул,.. цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца". Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца - это его ненатуральность, он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. Хотя писатель рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность".

Да, уж ненатурален Штольц. Чехов тоже писал: "Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему не верю... Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен." Так ведь сочинен он ради философии. Чтобы сказать: вот есть русский Обломов с его психологией блаженного лежания на диване, его безмятежного бытия, которое не должно нарушать ничего. Поэтому он даже не открывает пришедшее ему письмо: мало ли что, там может быть. Да и отвечать тоже нет никаких сил. Ибо если бы были, то не лежал бы он на диване.

А вот у Штольца - есть. И он подвижничает, он проявляет безумную энергию, он строитель, производитель и двигатель русской сонной жизни, он - ее катализатор и "соль земли" русской.

Он и другие "инородцы". Среди них - евреи.

Да были и есть всякие русские. Но есть и понятие архетипа национального характера. Почему именно Обломов становится воплощением их духа? Почему хотя бы не чеховский купец из недавних крепостных Лопахин? Почему в русском языке появилось слово "обломовщина", а вот слова "лопаховщина" - нет?

Прежде чем ответить, давайте посмотрим, что пишут о русских и евреях Шульгин и Бердяев, тем более, что писали они примерно в одно время.

Шульгин:

"Совершилось падение вожаков русского народа, Романовых, уставших за триста лет своей царственной вахты; никто не пришел им на смену; воцарился кровавый кабак на пространстве шестой части суши. И этим безмерным государством легко овладели евреи, находившиеся в состоянии постоянной организованности благодаря природным качествам своим.

Да,— этим государством овладели евреи. Таково по крайней мере убеждение русского народа. В этом-то и причина "советского антисемитизма". И мне кажется, в данном случае сей русский народ не ошибается. Почему?

Да потому, что бывшей Россией правит коммунистическая партия, а коммунистической партией правят евреи. На это последнее утверждение отвечают обычно: "А Ленин?" Ленин ничуть не опровергает сего положения. Отымите у Ленина еврейскую помощь, и он потонул бы в волнах хаоса, как всякий другой. Впрочем, он и сам так думал. Максим Горький оставил нам по этому поводу ценное признание.

— Владимир Ильич, вы жалеете людей?
— Это смотря каких, умных жалею. Но только... только среди русских мало умных. Если найдешь какого-нибудь годного человека, то непременно или еврей, или с еврейской кровью.

К этому красноречивому признанию прибавить нечего. Гениальность Ленина и состояла в том, что он в водворившемся хаосе увидел еврейского кита, который плыл среди урагана; уселся ему на спину и поехал к своей цели. Впрочем, куда и как держать путь, было Ленину целиком продиктовано евреем же: Карлом Марксом. По этой-то причине народная молва, чувствующая истинное положение дела, но расцвечивающая его в легендарные краски, утверждает, что Ленин в конце концов возмутился, когда понял, что он только еврейская пешка. И тогда будто бы евреи убили его утонченным и тайным ядом.

Всем этим я хочу сказать только одно. Антисемитизм в России будет. Он не может не быть. Евреи слишком сильны благодаря своим природным качествам, из коих самое важное "Божьей милостью организованность", чтобы противостоять искушению лезть "наверх". Русский же народ, несмотря на свои бездонные падения, способен высоко взлетать при талантливых вожаках. (В.В. Шульгин. Что нам в них не нравится. с. 167).

Господа, а ведь это как раз и есть идея романа Гончарова: столкнуть два полюса - деятельное начало инородца и прострацию русского.

В другом месте своей нашумевшей книги (с. 299) Шульгин предлагает рецепт, пусть и частный поначалу:

"Антисемитизм сам по себе ничего не стоит. Его нужно претворить в творческие стремления. Можно с утра до вечера склонять "жида" и поносить евреев всеми непечатными словечками и в то же время вольной волею лезть в еврейский плен, не умея выражаться печатно. Необходимо, пользуясь антисемитизмом, как ветром, так наладить паруса, чтобы корабль "Россия" уверенно и ловко скользил по взбаламученному морю, неся куда следует и русских... и евреев.

Ибо, кстати сказать, даже "оглашенным" (то есть чающим стать христианами) необходимо сознавать, что все суть люди, все человеки; и что антисемитизм (это открыто мне Изидой) послан нам свыше не для "истребления евреев", а, наоборот, для того, чтобы сделать из них приятных и полезных сограждан..."

И то правда. Так как русский уже давно умеет выражаться устно, то теперь нужно овладеть и печатной формой выражений. И, вроде бы, овладевает.

Теперь Бердяев. В статье "Еврейский вопрос, как вопрос христианский" он написал:

"Антисемитические настроения среди русских, и в России, и за границей, нарастают стихийно и принимают формы свойственной русским исступленности. Может наступить час, когда этот антисемитизм выразится в диких и кровавых насилиях, когда несчастные русские люди, раздавленные и униженные революцией, жестоко отомстят за свои страдания и унижения евреям, возложив на них целиком ответственность за свои бедствия. Уже и враги евреев, и друзья евреев, и сами евреи говорят, что падение большевизма будет сопровождаться ужасным и неслыханным избиением евреев".

Поразительный просчет экзистенциального диалектика. Падение коммунизма произошло, а никакого избиения нет. И не будет. Даже книга Солженицына, откуда при желании можно набраться разрушительной энергии, нисколько не способствует этому. А почему? Потому, что русский не только обуян обломовщиной, но и (как раз поэтому) отходчив и всепрощающ. А может и потому, что отойдя от горячки построения нового мира после разрушения до основания старого, он и сам понимает или хотя бы смутно ощущает, что наломал дров. А может быть, и неловко ему становится за то, что его все время кто-то подбивал, подзуживал, куда-то увлекал, заманивал бить-крушить. Обидно становится за собственную глупость. Ах дурак я, дурак, надо же - поверил.

А это уже есть первый шаг к тому самому национальному покаянию, которого так упорно домогаются хныкающие интеллигенты.

Хотя, это уж к слову, не совсем понятны бесконечные стенания евреев (некоторых) о том, что их не любят. И в этой нелюбви они усматривают антисемитизм. Никто не обязан любить всех представителей некоторой национальности. Я люблю всех евреев - столь же глупая фраза, как и противоположная ей - я не люблю всех евреев. Это ж все-таки не порода, о которой можно сказать - я люблю пуделей. И не люблю бульдогов. Пора бы давно усвоить, что антисемитизм , с которым, как с любимой грыжей, носятся национально озабоченные, это не отсутствие любови ко всем без исключения евреям, а (в первую очередь) государственная политика ограничения в самых разных сферах по национальному (или религиозному) признаку. Апофеозом которой является уничтожение по этому же признаку.

Но вернемся к вопросу о национальном покаянии и исправлении собственных грехов. Вот слова Бердяева из все той же статьи:

"Погромный антисемитизм есть проявление слабости русского характера, неспособности мужественно отстаивать свои идеи и свой дух. Нет ничего унизительнее, чем эти озлобленные жалобы на то, что евреи повсюду начинают играть слишком большую роль в современной культуре. Роль евреев действительно непропорционально велика. Но что же делать? Смешно претендовать на то, что еврей Эйнштейн открыл закон относительности. Если мы, русские, немцы, французы, англичане, хотим играть большую роль, то будем проявлять больше духовной силы, больше дарований, больше верности своей идее и своей вере, больше активности. Другого достойного пути нет. Мы еще претендуем на то, что у евреев есть большая сплоченность, солидарность, готовность помогать друг другу.

Так как мы сами очень мало склонны к сплоченности и солидарности и всегда готовы поедать друг друга, то остается злобствовать и бессильно завидовать. Все это наводит на мысль о наших русских грехах. Мы сами виноваты в нашей несчастливой судьбе, не евреи, даже не большевики, а прежде всего мы сами, каждый из нас. С этого сознания должно начаться возрождение".

Россия, по выражению (печатному) некоторых, с которыми не имел бы дела православный писатель, редактор журнала "Москва" Леонид Бородин, лауреат солженицыновской премии за 2002 г., есть историческое недоразумение. Это уж чересчур. Недоразумение не может существовать 1000 лет на огромном пространстве.

Другой, не менее известный писатель, чем Бородин - Лев Толстой, говаривал, что оглядываясь назад мы видим череду многосотлетних российских безобразий, а в результате вырисовалось нечто великое. Так что успехи, конечно, были.

С другой стороны, кто знает, следует ли все время поспешать за прогрессом да еще и обгонять его.

Может быть срединный русский человек, проживающий между Востоком и Западом, будет в меру брать у Запада науку-технику, а у Востока - мудрую созерцательность? Такой русский буддизм выйдет, с русской же медитацией после хорошей дозы русского национального приворотного зелья, наркотика и лекарства. Впадение в нирвану после сосредоточенного разглядывания собственного пупа до тех пор, пока вокруг него не покажутся радужные круги. А он - в центре этого круга. Он - венец мироздания, образ и подобие божье, цель Вселенной и царь животных !

И в этом своем благостном состоянии он будет любить всех. Включая всех евреев.

Комментарии

Добавить изображение