РУССКАЯ ДИВА

08-08-2003

Интервью с оперной певицей Диной Кузнецовой

Дина Кузнецова Корр.: Мне в октябре не раз попадались афиши с анонсами Итальянского сезона в Бостоне. В ноябре в Boston Lyric Opera состоится премьера оперы Верди "Риголетто". Главную женскую партию Джильды в ней исполняете вы, Дина Кузнецова. Меня заинтересовало, что оперная прима - русская. Расскажите, как вы попали в Америку и как вам удалась такая "малораспространенная специальность" как карьера оперной певицы. Да не просто в каких-то рядовых спектаклях на ординарных сценических подмостках, а на ведущих концертных площадках мира, как , например, ваши будущие декабрьские выступления в Карнеги Холл в Нью-Йорке .

Дина: Певицей я стала в Америке. Выросла и училась в Москве. Занималась музыкой с пяти лет. Сначала в музыкальной школе, потом в музыкальном училище при консерватории по классу фортепьяно. Еще девочкой в десятилетнем возрасте пела в Камерном музыкальном театре Покровского в спектакле "Давайте создадим оперу" Бриттена. Серьезно вокалом в Москве не занималась. Подрабатывая аккомпаниатором в знаменитой "Щуке", театральном училище при театре имени Вахтангова, влюбилась в театр и уже тогда появилось желание совместить в своей жизни театр, слово и музыку. И хотя я окончила Мерзляковку с красным дипломом, но стала сомневаться в том, что дальнейшая жизнь будет связана только с роялем.

После окончания училища, не слишком понимая, что же делать дальше, приехала погостить к родным в Бостон, где события стали развиваться таким образом, что можно было повторить вслед за Алисой: " Ой, все чудесится и чудесится!" Мою игру услышал педагог из известной Оберлин Консерватори, штат Огайо, и предложил принять участие в прослушивании. Так я получила стипендию и поступила в консерваторию, сначала на фортепьянное отделение. Там я тоже много аккомпанировала оперным певцам, участвовала в спектаклях музыкального театра и все время пыталась понять, что же мне надо. И вот на третьем курсе я стала брать уроки вокала у замечательного педагога по имени Мэри Шиллер. Она сразу же раскрыла мой голос, я почувствовала, что могу петь. И я поняла, что пение - это единственное, что я хочу в моей жизни делать. Я перешла на вокальное отделение и с тех пор все время пою.

Как все начинающие вокалисты, участвовала в прослушиваниях в разных театрах и конкурсах. На этом пути было два успешных этапа в моей карьере. В 1999 году я прошла отбор и попала в престижную музыкальную академию Music Academy of the West в Санта- Барбаре, которую возглавляет Мэрилин Хорн - знаменитейшее американское меццо-сопрано, примадонна, еще в 50-60х годах блиставшая на оперных сценах мира. Кстати, в этом году в Бостоне Симфони Холл открыл свой сезон выступлением Мэрилин Хорн. Там, в Санта-Барбаре, я спела партию Роделинды в опере Генделя "Роделинда"и выиграла конкурс вокалистов. Эта победа позволила мне дебютировать в Нью-Йорке с сольным концертом. После концерта в Нью-Йорке получила приглашение на прослушивание в Lyric Opera of Chicago и была принята на двухлетнюю стажерскую программу в театр.

Это уже была профессиональная работа: я пела различные партии на главной сцене театра, выступала с оркестром в Чикаго и в других городах, одновременно у меня шли занятия не только по вокалу, но и по итальянскому, немецкому и французскому языкам. Дикция, интерпретация, актерское мастерство, сценическое движение. В Чикаго у меня появилась возможность петь со знаменитыми дирижерами и показываться известным импресарио. Именно там меня услышал дирижер Даниэль Баренбойм, с которым я потом пела в Берлине. Тогда у меня появился и свой собственный агент из IMG (International Management Group) - одна из самых солидных фирм по организации концертов и антреприз по всему миру. И начались выступления в разных странах: Брюссель, Берлин, Мюнхен, Лондон. Пела партии Донны Анны в "Дон Жуане" Моцарта, Адины в "Любовном напитке" Доницетти, Роделинды в "Роделинде" Генделя, Джульетты в "Ромео и Джульетте" Беллини.

В Бостон, на репетиции "Риголлето", я прилетела с лондонских гастролей совсем недавно - недели две назад.

Корр.. На вокальном отделении учатся десятки певцов…

Дина: Не десятки. Наверное, сотни и даже тысячи.

Корр.. Тем более. И многие ли из них имеют такой карьерный успех, возможность выступать в музыкальных столицах мира, славными своей историей и вкладом в культуру, пет
ь со знаменитыми дирижерами и певцами? Наверное, немногие. Что позволило вам взлететь так высоко за пределы обычной судьбы выпускника консерватории, например, быть певцом хора? Ведь большинство попадает в хористы?

Дина: Большинство меняет профессию.

Корр..То есть, как это?

Дина. По разному. Занимаются компьютерами, автомашинами, косметикой

Корр.. То есть, продавать - так с музыкой?

Дина: Без комментариев. Не хочу никого обижать.

Корр.. Так вот, где тот водораздел, который позволил вам почувствовать, что вы можете пойти дальше, чем, например, тоже вполне хорошая позиция певца оперного хора?

Дина Кузнецова - РоделиндаДина: Таких водоразделов много. Невозможно назвать один такой, как бал у Золушки, после которого она становится принцессой. Нужно было сочетание очень многих факторов. Я могу только вслед за многими повторить, что нужен голос, музыкальность, вообще талант. Нужна трудоспособность. Нужна вера в себя. Нужно многим пожертвовать. Жесткая дисциплина. Все время что-то учишь. Музыку. Тексты. Языки. Чем лучше говоришь на языке оригинала оперы, тем больше видишь деталей и лучше понимаешь замысел либретто и композитора.

Возвращаясь к истории моей карьеры… Мне повезло в том, что у меня было хорошее музыкальное образование. Трудно назвать что-то одно, что определяло бы успех. Все время как бы идешь по ступенькам. Сначала нужно научиться вокальной технике. Вторая ступенька - нужно, чтобы в тебя кто-то поверил. И чтобы этот "кто-то" дал шанс проявить себя. Так в меня поверила Мэрилин Хорн, предоставив возможность спеть Роделинду. И появился шанс для дальнейшего движения. Например, недавно я пела в Мюнхене в одном из главных центров оперного искусства Opera House. Как раз в опере Генделя "Роделинда". И меня туда пригласили как раз потому, что когда-то, еще во время обучения, я пела эту партию и запомнилась специалистам. [на фото слева: Дина Кузнецова в роли Роделинды]

Корр.: То обстоятельство, что вы из России и то, что ваш родной язык русский, мешало или в чем-то помогало вашей карьере? - Или, шире, как сказалось на карьере знание в Америке русской музыки и если да, то какие именно композиторы сегодня в США наиболее известны и популярны?

Дина: Наиболее популярен, по моему, Чайковский. Я, к сожалению, пока арии Чайковского не пою. Немного не тот тип голоса.

Корр.: А Мусоргский? Он, вроде бы, более национально-русский чем кто либо.

Дина: Да, конечно. Его "Бориса Годунова" или "Картинки с выставки" американские слушатели знают очень хорошо. Затем хорошо знают и много исполняют Рахманинова, Прокофьева.

Корр.: А разве Рахманинова американцы не считают своим? Он все-таки вторую половину жизни здесь жил.

Дина: Все-таки он, в основном, здесь считается русским композитором. Его музыка ярко национальна. А вот Стравинского в Америке считают своим. Несмотря на как бы древнеславянскую музыку "Весны священной". Просто по характеру всей его музыки. Помогает ли мне русская музыка? Безусловно. Я люблю петь русские романсы.

Корр.: А американцы-то любят слушать эти романсы?

Дина: Классические романсы, романсы Чайковского или Рахманинова - любят. Русские романсы, не только классические, или народную песню я иногда пою в концертах на бис.

Корр.: Можно ли рассчитывать на то, что вы станете месенджером, вестником русской песенной романсовой культуры в США и Европе? Американцев трудно удивить интернациональным репертуаром. А вот русской песней - кто знает?

Дина: Я надеюсь на то, что смогу давать сольные концерты с русскими романсами и песнями. Выступить с русской программой. Но для начала карьеры, да и потом, очень важно петь мировую музыку. Интернациональную. Вот Хворостовский тоже поет мировую музыку, исполняет партии в самых известных операх, хотя он отличный исполнитель русских романсов. Скоро, в декабре, на своем сольном концерте в Карнеги Холл в Нью-Йорке я как раз выступлю с романсами Чайковского и Рахманинова.

Корр.: Какие ближайшие проекты планируются еще?

Дина: После концертов в Нью-Йорке еду на свой дебют в опере Пуччини "Богема" в Сан-Франциско. Затем Чикаго, Торонто, другие города США, Канады и Европы. У моих американского и европейского импресарио расписание для меня готово вперед на два года.

Корр.: Когда в Азию? В Японию?

Д

ина: В Японии очень хорошая опера. Но таких далеких планов пока нет.

Корр.: А нет ли идеи поехать с гастролями в Россию? Как бы смотрелось: когда-то училась, уехала почти что Золушкой, а возвращается, оперной дивой, примой-принцессой?

Дина: Пока таких планов нет. Но впоследствии - охотно. В России у меня пока нет профессиональных контактов на уровне организаторов концертов. В Москву я приезжаю, чтобы побыть с родными, с друзьями.

Мне путевку на профессиональную оперную сцену дала Чикагская опера. Поэтому я планирую там периодически выступать.

А в России выросла целая плеяда отличных вокалистов. Например, меццо-сопрано Ольга Бородина, тенор Владимир Галузин, сопрано Анна Нетребко, Марина Мещерякова - это звезды мировой величины. В Сан- Франциско, я буду петь в одном спектакле ("Богема" Пуччини) с молодой талантливой Ольгой Гуряковой.

Корр.: Мы живем в такое циничное время, что считается: без связей, точнее, без блата, карьеру сделать нельзя.

ДинаДина: Это неправда. Совершенно не так. Я приехала сюда налегке, без всяких связей и денег. Безусловно, мне очень помогли мои родные, семья Горлиных. В то время они только начинали обживать Америку и обрастать знакомыми. Никаких связей, тем более музыкальных, у них не было. Но зато была связь между нами: их поддержка моих начинаний и вера в меня, безусловно, содействовали карьере.

Я начала с прослушиваний на общих основаниях . Конечно, был момент удачи в том, что меня услышали и заметили профессионалы, известные в мире музыки. Я их уже называла.

Корр.: Интересно, насколько в мире американской богемы царят всякие интриги, заушательство, разнузданность?

Дина: В каком смысле - разнузданность?

Корр.: Ну, не просто галантные ухаживание да комплементы, а приставания, совращение, разврат и прочее в таком духе. Много ли сил нужно тратить для самообороны?

Дина: В принципе американская опера очень строгая дама. Нет никакой разнузданности. Жесткая дисциплина. Приходишь вовремя, уходишь вовремя. Наши права охраняются Union (Союзом актеров). Оговорено, сколько ты должен репетировать. Где репетировать, все прочие условия. Вплоть до того, когда и насколько делать перерывы в работе. Все очень регламентировано. Кроме того, действует политика sexual harassment (непереводимая американская идиома, по-русски нечто вроде кары за приставание).

Корр.: Напоследок. Кто является для вас образцом для подражания в вашей профессии, кто так сказать, маяк и учитель с большой буквы.

Дина: Их много. Мне, например, очень дорога Рената Скотто. Замечательная певица и актриса Я у нее много занималась. Она итальянка, еще в 60-е годы приезжала в Москву с оперным театром "Ля Скала", имела колоссальный успех на сцене Большого театра. Сейчас она уже не выступает, живет в Нью-Йорке, преподает, ставит спектакли.

Само собой, я высоко ценю Марию Каллас, Монсеррат Кабалье. Незабываемо совместное выступление Кабалье со знаменитым рок-певцом и композитором Фреди Меркьюри. От такого предложения (увы, Меркьюри давно умер), я бы не отказалась.

Корр.: Все впереди. Другие предложат. Разрешите вас поблагодарить за интересное интервью и пожелать всяческих успехов в дальнейшей карьере.

P.S. Когда на следующий день мы решили дополнительно спросить у Дины, каковы ее впечатления от новой Москвы (она там недавно была), то ничего не вышло. Как раз в этот день вступил жесткий регламент: певица за неделю до выступлений перестала разговаривать. Не с журналистами, а вообще ни с кем. Даже со своими домашними. Все общение как у глухонемых, только пишет записки. Обет полного молчания, своего рода вокальная омерта. После интенсивных репетиций связки нуждаются в отдыхе, чтобы зрители на спектакле услышали совершенно свежий, кристально чистый голос. На мой вопрос о Москве она только написала: "О Москве - не сейчас. Москва - это отдельная тема."

Расписание спектаклей в Бостоне

Ноябрь 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18
Boston Lyric Opera, Shubert Theatre , 256 Tremont st.

Детали по адресу:

http://www.blo.org/rigoletto.html

http://www.blo.org/artists/kuznetsova.html

Интервью взято по заказу журнала "Космополит.

Комментарии

Добавить изображение