РОССИЯ-ИНДИЯ: ПРОИЗОЙДЁТ ЛИ "ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ"?

05-07-2005

Андрей Володин, доктор исторических наук, эксперт Фонда стратегической культуры (Москва)

Июльский (2005) визит в Вашингтон премьер-министра Индии Манмохана Сингха и его предстоящий в ноябре 2005 года приезд в Россию могут положить начало далеко идущим сдвигам в экономике и геополитике XXI века.

Соединенные Штаты, согласно распространенному представлению, видят сейчас три потенциальные угрозы своим геополитическим интересам: международный терроризм под флагом политического ислама; быстроразвивающийся Китай, выходящий на позиции второй сверхдержавы; слабая и при этом обладающая ядерным оружием Россия, не утратившая воспоминания о своей сверхдержавной роли в прошлом. В этом новом уравнении мировых сил Индия выглядит как “полезный потенциальный союзник”. Американский истэблишмент хотел бы видеть в Индии партнера, но не соперника, какими могут стать для Америки Китай или Россия. Американская элита отчетливо понимает: смещение центров экономического роста на Восток может быстро привести к созданию “большого азиатского альянса” как нового центра мировой политики, что никак не входит в расчеты США.

В Соединенных Штатах, где проживает экономически и политически активная индийская диаспора, внимательно следят за переменой декораций на внутриполитической сцене Индии, где происходит сейчас спор двух тенденций. Одни, зовущие к “бегству от Америки”, полагают, что под бременем колоссального внешнего долга, зависимости от экономического поведения Японии и Китая и быстро исчезающего технологического превосходства над остальным миром США, неизбежно клонятся к упадку. Другие, исходя из сугубо прагматических соображений, уверены, что Индия нуждается в серьезных деловых отношениях с Америкой. Как подтверждают события лета 2005 года, именно эту линию избрало правительство Манмохана Сингха.

“Сегодня, как никогда, США и Индия сознают общность ценностей и вызовов их национальной безопасности, что является объективной основой конвергенции стратегических интересов двух стран”,- заявил во время своего визита в конце июня в США министр обороны Индии Пранаб Мукерджи, чья поездка подготовила индийско-американскую встречу в верхах в середине июля, включая важные аспекты политики Индии в области военно-технического сотрудничества.

Пранаб Мукерджи очертил основные стратегические проблемы Индии, как их видят в Дели: отсутствие географического доступа в Центральную Азию; нерешенные вопросы в отношениях с Пакистаном; вероятность соперничества с Китаем; необходимость большего институционального участия в делах мирового сообщества (ожидаемое членство в Совете Безопасности ООН); выработка новой политики в сфере закупок вооружений. Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, пояснил свою мысль П.Мукерджи, будет строиться с учетом готовности партнеров инвестировать в развитие индийской оборонной промышленности средства, объем которых не должен быть ниже 30% от общей суммы двусторонней торговли в данной области. Военные эксперты расценили данное заявление как попытку с помощью “продвинутых” технологий и новых форм менеджмента вывести оборонную промышленность Индии из состояния затянувшейся стагнации.

Разъяснением новых концептуальных основ индийской внешней политики стало выступление в парламенте 29 июля 2005 года премьер-министра М.Сингха, изложившего основные итоги своего визита в США. Глава индийского правительства построил свое выступление как ответ критикам сближения с Америкой, каковых в Индии немало.

Во-первых, сообщил М.Сингх, под влиянием наметившихся изменений в расстановке сил в мире США четко “просигнализировали” индийскому руководству о своем желании трансформировать двусторонние американо-индийские отношения таким образом, чтобы полностью “реализовать заложенный в них потенциал”.

Во-вторых, проведенная в 90-е годы модернизация экономики позволяет Индии “работать с США на равных”.

В-третьих, правительство намерено превратить Индию в “конкурентоспособное направление” для американских инвестиций и взаимовыгодной деятельности в “секторе знаний” - одном из ведущих укладов индийской экономики с перспективой превращения его в евразийский центр интеллектуального производства (М.Сингх конкретно обозначил области международного сотрудничества, наиболее интересующие Индию: исследования космического пространства, запуски спутников, их навигация в полете и т.д.).

Особое значение в Дели придают энергетической безопасности, понимаемой как “обеспечение беспрепятственного доступа ко всем источникам энергии, включая ядерную”.

Развитие ядерной энергетики, считают в Индии, - абсолютный императив, так как это позволит не только повлиять на динамику мировых цен на нефть, но и выровняет энергетический баланс Индии (по некоторым прогнозам, к 2050 году в стране 25% энергии будет производиться с помощью АЭС и силовых установок малой мощности). Отныне приоритет развития ядерной энергетики заявлен Индией как важный инструмент достижения страной полной энергетической независимости.

Выступая 29 июля в парламенте, М.Сингх выделил еще два существенных момента: 1)индийские ученые и инженеры в состоянии обеспечивать полный ядерный цикл” в условиях национального производства; 2)Индии необходим выход на рынки других стран для приобретения ядерного топлива и реакторов, в том числе силовых установок малой мощности.

Договоренности с Америкой, считает М.Сингх, открывают “окно возможностей” для Индии в решении проблемы ее энергообеспечения и будут иметь следствием демонтаж направленного против Индии “режима отказа в технологиях”. Индия, как ясно дал понять премьер, не позволит кому-либо читать ей нравоучения на тему “нераспространения”: “мы, - подчеркнул М.Сингх, - сохраняем неограниченный, полный и автономный контроль над нашей программой развития стратегических ядерных вооружений”.

Эти слова – эффектная точка, говорящая о незаурядном умении правильно расставлять политические акценты.

Индийские политологи убеждены, что визитом Манмохана Сингха в Соединенные Штаты Москве был послан ясный сигнал “поторопиться”. В первую очередь это касается тех областей, где наша страна сохраняет пока конкурентные преимущества. Конкретно - военно-техническое сотрудничество и атомная энергетика. В этих двух областях, с точки зрения индийских ученых, российские технологии по ряду параметров опережают американские аналоги.

Развитие сотрудничества с Индией, в том числе по линии “малой энергетики”, может дать России следующие выгоды:

    • 1.Значительный приток финансирования, ибо, согласно прогнозу Плановой Комиссии Индии, к 2020 году 60-70 индийских городов войдут в класс мегаполисов (население более 1 млн. человек), нуждающихся в энергетических установках малой мощности.

  • 2.Отработку моделей технологической безопасности для ядерных объектов, что расширит экспортные возможности России в сфере высоких технологий и снимет ряд озабоченностей американской стороны.

 

  • 3.Создание экологически чистых и безопасных технологий, что может повысить заинтересованность таких ядерных государств, как Франция, в сотрудничестве с Россией при реализации совместных проектов в третьих странах (есть информация о том, что французские власти к такому сотрудничеству готовы, и их готовность продиктована не только соображениями экономической выгоды). События конца весны - начала лета нынешнего года указывают на “смену вех” во внешней политике Франции. Объединяющей идеей, по крайней мере, для части французской элиты, становится идеологический проект нового голлизма”: более активная экспансия в Евразии (Индия, Китай, Иран) и возобновление франко-русского “согласия”, в том числе для ограничения влияния в Европе “троянского коня” США на континенте - Великобритании.

 

Сотрудничество России, Франции, Индии и Китая могло бы создать для нашей страны мощный эффект мультипликатора - экономического роста на основе диверсификации промышленности и опережающего развития новейших технологий, что стало бы, наконец, достойным ответом на затянувшиеся поиски Россией собственного места в глобальной экономике.

Развивая сотрудничество с Индией, Россия должна руководствоваться в первую очередь собственными интересами, а уже затем - принципами деятельности МАГАТЭ или других международных организаций (поведение США в этом смысле - нам пример). Правильная постановка логического ударения с учетом национальных интересов придаст России уверенности в ее сотрудничестве с американскими друзьями-соперниками, постепенно возвращая нашим лидерам утраченное ими умение вести себя подобающим их статусу “великодержавным образом (этому искусству можно поучиться у той же Франции). Тогда “великий перелом в отношениях России с Индией, имеющих давнюю, но полузабытую историческую традицию, станет реальностью.

Комментарии

Добавить изображение