ИЗМЕНЯЮЩИЕ МИР

19-08-2005

Простодушные заметки

“В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него - никто”.
Оноре де Бальзак.

Саша БородинНа днях мы с женой были в гостях у одной молодой семьи. Девочка неполных трех лет вскарабкалась на кресло перед компьютером, включила его, выбрала среди лазерных дисков тот, который ей нужен, вставила его куда надо и начала с увлечением играть, уверенно нажимая нужные клавиши на клавиатуре.

Удивительная и вместе с тем типичная сегодня картина!

Как всегда, появились толкователи нового явления, в данном случае - феномена раннего развития детей, столь ярко проявившегося благодаря распространению компьютеров. Особую популярность приобрело учение американского экстрасенса Нэнси Энн Тэпп, придумавшей термин “дети индиго”. Так она назвала умных, чрезвычайно энергичных, независимых и неуправляемых детей по цвету якобы отличающей их ауры.

Вот как определяют таких детей авторы сборника “Дети Индиго” Ли Кэрролл и Джен Тоубер: “…Они являют собой новый шаг в эволюции человечества. В мире, в котором мы живем, Дети Индиго имеют уникальную задачу. Они - люди из будущего, воплотившиеся на нашей планете, которая корнями держится за прошлое. Они обладают высокоразвитым сознанием и повышенной восприимчивостью. Они нетерпимы к неискренности и фальши. Поэтому можете себе представить, как тяжело приходится этим детям в рамках существующей образовательной системы, которая насквозь пронизана фальшью. Не мешайте им развиваться, помогите своим детям - в них будущее ваше и этого мира”.

Такой подход к объяснению ранней одаренности некоторых детей представляет собой коктейль из верных наблюдений, уходящего корнями в древние религии и предрассудки мистицизма и заимствованных из фантастической литературы идей. Может быть, именно поэтому учение Нэнси Энн Тэпп приобрело такую популярность среди людей, восприимчивых к наукообразным мифам вроде летающих тарелок” или “снежного человека”. Действительно, идея о том, что именно нам выпала удача стать современниками появления новой породы людей-мутантов, выглядит чрезвычайно привлекательной и захватывающей. В отличие от изобилующих скучными подробностями научных выкладок, она интригующе занимательна и легка для восприятия.

Между тем в соответствии с классическим научным принципом, известным под названием “лезвие Аккама” не следует без необходимости множить число сущностей. Иными словами, истинным обычно является самое простое объяснение.Мне представляется, что никакой новой породы людей нет, а есть здоровые и сытые дети, растущие в странах с высоким уровнем жизни.

Наш мозг вовсе не орган мышления, как полагают некоторые. Этот хитроумный продукт биологической эволюции предназначен в первую очередь для более успешного выживания. В условиях, когда дитя полностью защищено от всех реальных и воображаемых опасностей, развивающийся мозг ищет и находит для себя иную нагрузку. Не могу забыть предупреждающую табличку красного цвета на шнурке от оконных жалюзи: “Осторожно! Этот шнурок представляет опасность для ваших детей! Они могут намотать его себе на шею и задохнуться”. Следуя подобной логике, от детей следует прятать и гвозди, потому что они могут ими отравиться…

Что проще: сорвать и очистить банан или нажать кнопку? Конечно, второе. Совсем неразумное дитя колотит по кнопкам компьютерной клавиатуры как попало, и умиляющиеся родители позволяют это неопасное занятие. Когда же в голове у чада чуть-чуть рассеивается младенческий туман, оно начинает замечать, что следует после нажатия на ту или иную кнопку. Это намного легче, чем производить сложные согласованные движения языком и гортанью. Именно по этой причине современные дети сначала осваивают компьютер, а уже потом начинают говорить.

Важным побудительным мотивом овладения компьютером является его эмоциональная стерильность. В отличие от темпераментной мамы, компьютер никогда не повышает голос и, уж конечно, никогда не шлепает по попе. Это создает психологический комфорт общения с бесконечно интересной информационной машиной. Кстати, нечто подобное чувствуем и мы, взрослые. Я сам, например, предпочитаю общаться с начальством при помощи электронной почты, а не по телефону, потому что короткие письменные послания отсеивают все возможные эмоциональные шероховатости непосредственного живого общения.

Итак, “электронные дети” - это всего лишь продукт научно-технического прогресса и высокого уровня жизни. В таких комфортных условиях полнее реализуется заложенный в природу человека потенциал. Кроме того, исторически вся энергия человеческой мысли была направлена в основном на то, чтобы как можно больше разгрузить человеческие руки. Иными словами, половиной технологических изобретений двигала обыкновенная лень. К сожалению, другую половину стимулировала злоба и желание убивать, причем тоже не руками, а специальными приспособлениями и желательно на безопасном для самого себя расстоянии… Разгрузка рук достигалась загрузкой мозга. Поэтому не удивительно, что мышление становилось занятием все большего числа людей.

Правда, надо отметить, что такая ситуация разделила человечество на две неравные части. Большинство стало потребителями технологических новшеств, то есть пользователями, бездумно нажимающими кнопки. И только небольшая группа творцов придумывает все новые и новые все более хитроумные устройства и машины.

Видный американский этолог (этология - наука о врожденных формах поведения) Д. Моррис писал: "Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослого… если бы процессы, с которыми они связаны, - чувство удивления и любопытства, тягу к пробам, поискам и находкам - можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве - битве за творчество. То же самое говорил и детский писатель, большой знаток детской психологии Корней Чуковский: "Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, ботаниками, зоологами, если бы это жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления первоначальных, необходимейших для нашего существования знаний".

Итак, в детстве мы все немножко гении. Ну, а дальше? А дальше, по мере того как мы приобретаем знания (как правило, по какой-то одной специальности), все шаблоннее и инертнее становиться наше мышление. Образно говоря, мы закрываем свой гений стеной шаблонов. Правда, так случается не со всеми…

Что же отличает тех, кто презирает рутину, отмахивается от авторитетов и выбирает собственный путь в жизни? Кто те творческие личностях, которые изменяют наш мир?

“Мало быть Магелланом. Надо, чтобы еще где-то был Магелланов пролив”.
Феликс Кривин, писатель-сатирик.

Итак, наш мозг вовсе не орган мышления, как полагают некоторые. Этот хитроумный продукт биологической эволюции предназначен в первую очередь для более успешного выживания. Таким образом выдумывание всяких автомобилей, самолетов и компьютеров есть использование мозгов не по назначению. Это все равно как забивать гвозди микроскопом или резать колбасу на иконе.

Почему такое стало возможным? Дело в том, выживание того или иного биологического вида на протяжении сотен тысяч и миллионов лет стало возможным только благодаря колоссальной избыточной надежности всех систем организма. Для примера достаточно напомнить о подобном снегопаду тополином пухе: каждая пушинка несет зернышко, из которого может вырасти полноценное дерево! Подобная избыточность присуща и мозгу, причем не обязательно нашему. Крохотная птичка может выучить сотни слов человеческой речи и довольно осмысленно их произносить.

Самый впечатляющий пример избыточных возможностей человеческого мозга – поистине безграничная память некоторых уникальных личностей. Познакомимся с человеком, чья память была признана лучшей в мире. Это англичанин Доминик О'Брайен, проживающий в графстве Хертфордшир. В Книге рекордов Гиннесса зафиксировано два рекорда О'Брайена: он запомнил колоду карт за 43,59 секунды, а перечисляя 40 колод (2080 карт!), лишь один раз ошибся.

Доминик хранит дома толстую пачку писем. Каждое послание начинается одинаково: "Извините, но мы больше не разрешаем Вам посещать наше казино". Полтора-два часа игры в блэкджек, и менеджер почти всегда просит О'Брайена уйти. Почему? Доминик запоминает каждую карту. Когда колоды подходят к концу (на некоторых столах их четыре, на других -шесть), он, зная, какие карты остались, резко увеличивает ставку и срывает банк. Доминик бывал почти во всех ведущих казино Соединенных Штатов, Западной Европы, Ближнего Востока, Австралии, и всюду ему теперь путь заказан. В общем, не сбылись его грандиозные планы разбогатеть, родившиеся под впечатлением фильма "Человек дождя". Одного из героев картины играет Дастин Хофман. Этот душевнобольной молодой мужчина с феноменальной памятью легко "очищает" игорные столы в Лас-Вегасе. После этой картины Доминик заложил в свой "мозговой компьютер" свыше ста тысяч вариантов (!) раскладов в очко. Но не учел одного - жестоких порядков казино.

Хотя люди с феноменальными способностями довольно редки, каждый из нас может припомнить встречу с таким уникумом. Объяснение простое: найти практическое применение редкому дару непросто, поэтому их обладатели чаще всего делают своей профессией просто его публичную демонстрацию. И лишь редчайшим из них благодаря удачному стечению обстоятельств и специфических черт характера удается создать что-то такое, что изменяет жизнь человечества в целом. Именно таких людей называют гениями.

Доктор биологических наук В. П. Эфроимсон писал: "За все время существования цивилизации известно что-то около четырехсот людей, сыгравших значительную роль и в ходе исторических процессов, и в культуре, и в становлении современного цивилизованного мира". Такую же цифру - около 400 - называют все авторы, пытавшиеся оценить количество гениев.

Истинный гений – огромная редкость, что позволяет считать гениальность полезным уродством. Действительно, признанные гении, как правило, и выглядели странно, и вели себя необычно. Впрочем, отклонение от нормы не означает сумасшествие. Психиатры сравнивают психопатологию с Книгой рекордов Гиннесса: там что ни рекорд - то отклонение от нормы. Просто между патологией и болезнью нельзя ставить знак равенства. И если ученые говорят, что Лермонтов был яркий шизоидный психопат, это не значит, что его нужно было срочно госпитализировать и лечить. Легкие психические расстройства всегда присутствуют в личности и творчестве гениальных людей, но в очень ограниченных дозах, иначе ни личности, ни творчества уже не будет.

Вот фрагмент из "таблицы наследственности" одаренности и психопатологии, которую составил Владимир Козырев, главный психиатр больницы имени Алексеева (бывшая Кащенко):

  • Наполеон. Страдал аффект-эпилепсией. Отец: алкоголик, патологические черты характера. Мать: человек больших способностей с чертами несомненной одаренности. Сестры: истеричные и безнравственные натуры.
  • Лев Толстой. Страдал истеро-эпилептическими приступами. Линия отца: изобилует душевнобольными и психопатическими личностями. Линия матери: высокая одаренность, музыкальные и литературные способности.
  • Успенский. Умер в психиатрической лечебнице от прогрессивного паралича (плюс страдал алкоголизмом). В семье отца - множество душевнобольных. По линии матери - много художников, музыкантов и писателей. Брат покончил жизнь самоубийством.
  • Шуман. Отец литературно одарен. Покончил жизнь самоубийством. Мать: к концу жизни проявились психические расстройства. Сестра и сын композитора: душевнобольные.
  • Достоевский. Страдал эпилепсией. Отец: алкоголик, как, впрочем, и братья писателя. Мать: произошла из очень культурной семьи, давшей немало одаренных, высокообразованных людей. Сестра: душевнобольная, а ее сын (племянник писателя) - идиот.

В Германии вышла книга Герхарда Праузе “Частная жизнь гениев”, которая рассказывает не о том, что принесло славу гениям, а об их больших и маленьких слабостях, о бытовых проблемах, которые одолевали и великих. Они тоже жили не по средствам, как, например, Моцарт, Рембрандт, Бальзак и Карл Маркс, слишком много пили, как Гете, Эдгар Аллан По, Гофман и Уильям Фолкнер, или слишком много ели, как Гендель, Флобер, Бисмарк.

Вывод из всего сказанного напрашивается довольно неприятный: вся наша цивилизация создана психами и уродами. Может быть, именно поэтому она пребывает в усугубляющемся конфликте с природой? Вместе с тем нельзя не отметить, что жить в наше время, когда сказки становятся былью, невероятно интересно.

Не будь гениев, мы бы до сих пор сидели на деревьях и ели бананы и гусениц.

Комментарии

Добавить изображение