КНЯЖИЙ ГОРОД

18-09-2006


Фотопроза

Татьяна СмертинаДревний, резной, храмовый, княжий город Дмитров! До сих пор его центральный храм окружен старинным насыпным валом, которому более восьми веков. Может быть, великий князь Дмитрий Юрьевич оберегает Дмитровский Кремль и этот необычный город, названный в честь его? Виртуально идите за мной. Я знаю, вы красивы.

Судьба города таинственна: и это не легенда о его рождении, а историческая быль. И видится мне эта быль ясно, словно отображена в неких небесных субстанциях и имеет свойство возвращаться в наше сознание (подсознание? сквозь сознание?) легкими образами. Ехал князь Юрий Долгорукий в 1154 году с молодой своей княгиней из Киева, собирая дань; смеркалось, и лошади уже спотыкались от усталости, дружина тоже приустала. Остановились они в посёлке Великое Полюдье.

Юная княгиня Ольга (Елена), бывшая греческая царевна, начала постанывать, была на сносях… Именно здесь ее крики метнулись в небеса, и родила она князю Юрию сына, которого нарекли христианским именем Дмитрий (во славу святого великомученика Православной церкви Димитрия Солунского, день которого до сих пор особо празднуют дмитровчане – 8 ноября по новому стилю). И повелел князь Юрий Долгорукий на месте поселения Великое Полюдье заложить город-крепость и дать городу имя в честь младенца – Дмитров. Добавлю, что первоначально Юрий Долгорукий был женат на княжне половецкой, дочери хана Аепы, внучке хана Осеня. Долгорукий скончался в 1157 году.

Возмужал юный князь, грянуло ему 22 года и начал Дмитрий Юрьевич княжить и прославился своим славянским именем, как Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). Скажете, Всеволод – понятно, а почему Большое Гнездо? Историки пишут: потому что имел 12 детей. Загадка не разгадана: в те времена в каждой семье их было около десятка. Прозвища дают за то, чего у других нет.

Именно о Всеволоде вычитала в древнейшем памятнике русской народной поэзии “Слове о полку Игореве”, цитирую в переводе Н.Заболоцкого:

“Ты и Волгу вёслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон,
Из живых ты луков стрелы мечешь,
Сыновьями Глеба окружен…”

К слову, о “Слове…” слово. Думаю, “вякнуть” и “сказать - то же самое, да не одно и то же. Все переводы “Слова…” слабы: смысл есть, а поэзия исчезла. Хотя переводили достойные: Жуковский, Рыльский, Заболоцкий, Стеллецкий, есть даже перевод Евтушенко… Чуковскому совсем не надо было браться…

Кажется, это невероятная историческая даль “Слово о полку…”, но вот он, земляной вал Дмитрова, вот ступает моя нога на твердь земную, где только что (если вспомнить про световые леты) затих родовой крик княгини…

И весь этот исторический свиток дальнейших событий, при особом взгляде на Время, разворачивается-раскрывается, словно странная ткань Бытия, вплоть до наших дней, до сегодняшнего мгновения, до вашего взгляда на эту строку… Потому и разворачивается-раскрывается “свиток”, что не висит в пространстве, а кровно-явно-реально связан с землей, а именно – с реальным городом России, который носит княжье название Дмитров. По сути, можно так развернуть-раскрыть свой “свиток” в любом месте. А по всеобщей сути, наверное, такие “свитки” индивидуального Времени есть в каждом из нас, уходящие спирально в код ДНК.

В 1176 стал Дмитрий Юрьевич великим князем Владимирским, в его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего расцвета.

Идёте за мной? В Средневековье Дмитров был местом собора русских князей. Городу чудом повезло – он до сих пор сохранил свой не просто древний, а древнейший колорит. В центре возвышается Борисоглебский мужской монастырь, который, по предположениям историков, основал еще Юрий Долгорукий в Х11 веке. В архивных документах монастырь впервые упоминается в 1472 году. Было и черное время для монастыря – в 1610-ом его почти полностью разрушили поляки под предводительством какого-то Сапеги. Но в 1620-ом монастырь восстановили. В начале ХХ века проводились реставрационные работы, которыми руководил архитектор П.Покрышкин, были восстановлены первоначальные формы собора, которые подвергались изменениям при перестройках ХУ111 века.

После революции собор уцелел, там в 1926-ом разместили музей. В 1932-ом в монастыре и духовном училище была контора, т.е. управление строительства канала Москва-Волга и служба управления Дмитровских лагерей. Далее там размещались, как во многих церквях России, склады со всякой рухлядью.

Лишь в 1993 году в монастырь вернулась монашеская жизнь, и он духовно засветился от молений и покаяний. И сияет он в прежней, величественной красоте и ореоле своей древности. Нынешний настоятель мужского монастыря архимандрит Роман, светлый душою молитвенник, я с ним иногда встречаюсь в Дмитровской библиотеке, изредка он приходит на встречи-соборы творческой интеллигенции города – про эту “Братину” прочтете далее.

Кто очень далек от этих мест, поясню: это город Московской области, областного подчинения, находится в 65 км к северу от Москвы. Расположен на реке Яхроме и канале им. Москвы. От столицы сюда можно добраться на электричке за 1,5 часа с Савеловского вокзала. Едешь весной от Дмитрова первые несколько станций – черёмухи белой-белой прорва. А в сам город вторгается лебединым набегом древняя Берёзовая роща, она вместо парка. Там весной дикие первоцветы и малахитовая трава… Там белое одиночество и спасение от суеты.

Не спец я по фабрикам, но точно скажу, развито трикотажное производство: ах, варежки, шарфы, носки с полосками – здесь, здесь…

И особо, уважительно, скажу про фабрику офсетной печати крепкое хозяйство под руководством старейшего и неутомимого Семёна Борисовича Бергера, почетного гражданина города. Однажды, на каком-то банкете во время собора “Братины”, ухаживая за мной по праву рядом сидящего, он, взяв наши пустые тарелочки, долго оглядывал стол. Вдруг лицо его просияло, увидел горячую картошку с селёдкой, нагрузил обе тарелки и, с неподкупной радостью, преподнес, удостоверил шепотом:

— Самое вкусненькое! Пока они там речи произносят…

И я шепотом:

— Ага. И еще ломтик вон той штуковины…

— Разумеется! Что это? Но, определенно, это нечто тоскливое Смотри, князья Голицыны к нам идут! Сейчас князь Михаил будет тебе свои стихи читать, какую-то бумажную портянку несет…

Подошли, истинные князья по происхождению, Михаил и Илларион Владимировичи Голицыны. Михаил (доктор геолого-инженерных наук, преподаватель МГУ) в самом деле начал читать стихи. К нам медленно подплыла, преклонного возраста, княгиня Елена Владимировна Трубецкая (истинная княгиня по происхождению, архитектор-реставратор).

Князь Голицын затих, когда к тусовке присоединился Михаил Мень (сын священника Александра Меня и вице-губернатор Московской области, а сейчас - губернатор Ивановской области), общение перешло в иное русло – меня донимал вопрос о летоисчислении по григорианскому календарю: каждый високосный год, оканчивающийся двумя нулями, должен увеличивать разницу между новым и старым стилем на один день, т.е. с 2000 года разница должна уже быть не 13 дней, а 14. Тогда Рождество сдвигается с 7 января на 8-е. Забыли про это, что ли?

Сейчас вы (о всех враз не рассказать) заглянули на мгновение в это сообщество “Братина” - независимое и вольное. В суждениях о нем, у вас, конечно, - Liberum arbitrium indifferentiae (лат.), но, надеюсь, не укорите меня в нивелировании и прочей ерунде, и что я лелею тут невидимую пеларгонию.

А про памятники архитектуры Дмитрова поведаю: кроме центрального Успенского собора и Борисоглебского монастыря здесь величественно возвышаются Казанская церковь (1735г.), Введенская церковь (1766г.), Троицко-Тихвинская церковь (1801г.), Сретенская церковь (1814г.). К историческим памятникам отнесу, чудом уцелевшие: городскую усадьбу Толченовых-Тугариных (1785г), деревянные дома Клятовых (1822г.), Новосёловых (1842г.), дом графини Милютиной. Здесь еще есть улочки, на которых дома с уездными резными наличниками. Но порой из сирени такой свежепостроенный особнячок вынырнет, что подумаешь когда, кто успел? И тут же взгляд – в сиреневую роспись цветов…

Кстати о росписях. Взгляните. Процветает в Дмитрове изготовление самобытных украшений для женщин: деревянные бусы, браслеты, гребни, изделия из бисера… Девчата их называют – “фенечки”. Милы и прозрачны кустарные росписи на эмали и шкатулках: юные мастера вдохновенны. Молодые умельцы инкрустируют княжеские оклады для икон. И откуда у них это видение Былого, Настоящего и Будущего одновременно? Ничего из трех не остановишь.

Но это еще не всё.

Ступаю на каменную лестницу. Подымайтесь за мной. Чудесен Дмитровский музей-заповедник. Помимо его исторических богатств, там есть и останки мамонтов и диковинных овцебыков (даже представить их не могу), которые обитали в каменном веке, найдены при раскопках возле Дмитрова. Найдены и стоянки древних людей (черепки, каменные орудия и проч.). Впервые сюда человек пришел 25 тысяч лет назад – вслед за отступившим на север ледником. Но вернемся к более близким временам.

Кропоткин и его читатель

В Дмитрове проживало много интересных личностей, например, известный теоретик анархизма, князь, географ и геолог Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921). Мало кто знает, что князь-анархист не только занимался политикой, но и изъездил (на лошадях и лодках) почти всю Россию, как исследователь. Стал первопроходцем обширных регионов Восточных Саян и Северной Манчжурии, обнаружил там следы оледенения и (чему удивляюсь), этот князь и анархист, который когда-то сопровождал царскую семью, открыл в Саянах группы активно действующих вулканов… О подобных людях в двух строках – не расскажешь. А недавно я присутствовала на открытии ему памятника в Дмитрове, автор Александр Рукавишников, там и довелось познакомиться с этим известным скульптором. И вот сидит князь в валенках, и так понятна нам эта изысканная нищета…

Если объездить Подмосковье, можно заметить: Дмитров своим обликом сильно отличается от иных городов. Кроме своей княжьей сути и дыхания древности, которые он сохранил, Дмитров быстрее иных малых городов России своим удивительным нынешним обличьем показывает – о возрождении не только говорится, оно – происходит.

Центр города – так обустроен, что ахнешь! Фонтаны, изобилие цветов утонченных расцветок и сортов – глаза не отвести. Никой глобальности, всё по-домашнему, мило, уютно, и именно с русским колоритом. Каждый оазис цветов и лавочка искусство. На площади чистота. Возведено много новых зданий, магазинов, супермаркетов очень высокого уровня. И, даже в центре города, сохранены уголки натуральных уездных пейзажей (я их называю – дикие полянки), которые неотделимы от красоты уездных русских городов.

О скульпторе Рукавишникове – особо скажу. Он автор великолепного памятника Борису и Глебу перед Борисоглебским мужским монастырем. Уникальное искусство его литья удивляет многих, говорят, его мастерству завидует вся Европа. Именно в Дмитрове он дал волю своей творческой фантазии. Его бронзовые скульптуры - словно ожившие из прошлого люди, которые смешались с современными горожанами. И эти памятники не в честь именитых личностей, а посвящены простым обывателям, горожанам. Поэтому они – почти живые. Кто знает, может ушедшие именно так бродят квантовыми мерцаниями среди живых… Не все законы Бытия открыты нами… Нельзя не восхититься этой идеей виденья мира и воплощением ее в жизнь, которую осуществил знаменитый скульптор.

Александр Рукавишников и дмитровский архитектор-художник Ростислав Нарский – создатели фонтана “Ожидание”: царевны-лягушки ждут своих царевичей, около этого фонтана молодые назначают свидания. А может, смысл “Ожидания” в другом? Это же – Рукавишников… Особенно великолепен фонтан (ими же создан) – “Лилии”. Завораживает! Мало того, что фонтан рассыпается на разноцветные каскады воды, он еще и музыкальный – и вс это осуществляется через компьютерную систему. Стоит девчонка в рваных джинах”, потом восхищенно оборачивается ко мне:

Фонтан Я ф полной шоке!

— Да гри-ты по-русски!

— Гы-ы…

А по главной площади идут целые каскады фонтанов – тоже работа Рукавишникова и Нарского.

Конечно, всё возникло не само собой. Сроду я не хвалила никакое начальство, мне и выгоды и проку в этом, как поэту, - нет, да и скучнее дела не придумаешь. Но тут смело скажу: заслуга в благоустроенном обличии города – главы администрации Валерия Гаврилова. Я слишком отрешена, чтобы знать его окружение, но из замов мне ближе всего Алла Поспелова, она к жизни ближе.

Валерий Васильевич родился в 1953 в деревне Кузнецово Дмитровского района, родители – крестьяне. Может, и снились ему среди серой действительности резные, княжеские города! Начал трудовой путь маляром-штукатуром. После службы в армии работал в СМУ мастером, строил жилые дома, школы, участвовал в переустройстве сел и деревень. Образование высшее – инженер-строитель. Так что современная красота Дмитрова зародилась сначала в помыслах Гаврилова, но редко кто помыслы (не личные, а такие, как у него) воплощает в жизнь с невероятным успехом. Проговорился всё же:

Я не Герберт Уэллс, мне неподвластна машина Времени, но в мечтах по-своему рисую Будущее… —

Сказал бы мне кто другой эту патетическую фразу, блин, вежливо бы вдаль уставилась и всё. А тут – на него, во все глаза…

Эх, если бы всё в стране – ладно, если бы не убийственная инфляция и прочие завихрения “не пойми куда”, возродилась бы Россия праведными трудами. На моих же глазах княжий город зацвел… Почему всюду не получается? И чего они флеймят по этому поводу? Задумались бы россияне высокочтимые И не надо элементарное возводить до принципов детерминизма, а последний низводить до элементарного.

Я не политический ролик пишу, мне эти ролики и роли до фени, и закулисье – тоже; я даже не знаю их иерархии (кто ниже, кто выше), до дикости путаюсь в чинах и званиях, не понимаю их программ, не помню когда Гаврилов стал начальником, и прочее… Откуда у него средства? Скорее всего, от спонсоров – хозяев, владеющих магазинами, перед которыми и возводятся цветники и фонтаны. Думаю, вся философия умещается в одну фразу: “Чей фонтан лучше?”. А теперь “пожалте” в магазин “Русь”. Ну, и правильно, и законно!

Еще о Гаврилове. Избран членом-корреспондентом Академии инвестиций и экономики РФ. Очень образован, интеллигентен, не повышает голоса. Как ориентируется в нашей среде, при нашей “малине”? Второе высшее образование – юридический факультет Российской Академии. Собирает в Дмитрове деловые и творческие силы, часто бывает в “Братине”.

Религиозен. И еще штрих – отличный семьянин, не по статусу, а по природе своей натуры, и эта благородная черта во многом предопределяет его взгляд на мир, и в этом – тоже некая сила.

В Дмитрове многое возрождается. Но картина такая: мужает древо Жизни, а вокруг хоровод с пилами, топорами, или с чем там еще? Чего придумали? А моя соседка Фаина страшится из почтового ящика доставать извещение с оплатой за квартиру: “А вдруг на сто процентов скокнет?”

Но жить – надо, и это жизнью в каждой жилке живого листа прописано.

И вот я исчезаю в свой реальный мир, а вы – в свой. Но какое-то мгновение мы были вместе, я даже видела ваши глаза… Очень верю, что еще встретимся!

Комментарии

Добавить изображение