ОТЗВУК ИСЧЕЗНУВШЕГО ЦАРСТВА

13-04-2007


Переписка историков

Лет двадцать назад в российской и израильской прессе завязалась дискуссия с ощутимым расистским душком насчет происхождения ашкеназов - европейских евреев. Семиты ли они? Выходцы ли с Ближнего Востока?.. Парадокс в том, что душок распространяли сами евреи, некоторые из них. Им вдруг показалось лестным ощутить себя потомками хазар, создавших в VII-X веках н. э. могущественную империю - Хазарский каганат. Тут уже всерьез разгорелся околонаучный спор об историческом праве на всю Югороссию - от Днепра до Урала.

Господствующей религией в каганате был признан иудаизм. Это выглядело решающим аргументом.

Одна из книг на эту тему - «Последняя тайна России» Б. Альтшулера - была прислана мне автором. С Б. Альтшулером, живущим в Саарбрюкене (Германия) у меня завязалась оживленная переписка, переросшая рамки частного вопроса и, надо думать, представляющая в значительной своей части общественный интерес.
М. Тартаковский.

3.1.97.

Уважаемый Борис Эфраимович!
Вы послали мне свою книгу в надежде, что я напишу и опубликую рецензию. Почитаю обязанностью послать Вам свои - тоже с исторической тематикой . Но рецензию писать не стану. И не только потому, что как историк никогда не занимался Хазарией. Нет, пафос Вашей книги, на мой взгляд, противоречит духу науки как таковой. Это, так или иначе, партийный пафос. Попробую объясниться.

Идея книги и сногсшибательна и, в меру (но только при таком условии), корректна. Так вот, соблюдена ли мера?

Итак, по Вашей версии, европейские евреи, ашкеназы (Вы и я, в частности) ничуть-де не потомки ветхозаветного Авраама, скитальцы по миру после разрушения храма и изгнания, но - оказывается! - потомки хазар; те же, в свою очередь, происходят то ли от древних тюрков, то ли от угров, то ли напрямую от воинственных гуннов, так что прародина наша не древний Ханаан, а Великая Степь от Байкала до Балатона, и по части первородства в этой самой Степи мы вполне можем утереть нос как русским, так и вообще всему славянскому племени. Это мы их здесь приютили, а не они нас, мы потеснились ради них, не наоборот, это мы вправе бы изгонять их отсюда, чего, так сказать, по милости своей, делать не собираемся (да и не по силам это, раз уж между нами). Приятно, должно быть, чувствовать себя «вольным сыном степей», пампасов, прерий, каких-то - черт подери! - льянос... Между прочим, Гитлер в «Mein Kampf» решительно отказывал нам в этом праве. Один из подзаголовков центральной главы «Народ и раса» гласит: «Евреи никогда не были номадами». Читаем: «Евреи никогда не имели своего государства со своей определенной территорией, а по этой причине никогда не имели и своей собственной культуры. Между прочим, именно отсюда и возникло представление, будто в лице евреев мы имеем дело с народом, ранее принадлежавшим к числу номадов (кочевников). Это большая и опасная ошибка. Кочевые народы тоже всегда имели свою определенную территорию, они только не обрабатывали ее, как это делают оседлые крестьяне, а жили тем, что получали от своих стад, вместе с которыми кочевали в пределах своей территории...

Очень вероятно, что и арийцы некогда были номадами и лишь с течением времени стали оседлыми. Но именно поэтому арийцы никогда ведь и не являлись евреями! Нет, евреи никогда не были кочевниками, ибо и у кочевников тоже было свое представление о труде, послужившее основой всего дальнейшего их развития: у кочевников эта необходимая предпосылка была налицо...

Евреи никогда не были номадами, а всегда являлись паразитами на теле других народов. Если евреи иногда меняли свое местожительство, то это вытекало не из их собственных намерений, а было результатом только того, что время от времени их выгоняли те народы, гостеприимством которых они чересчур злоупотребляли. Евреи распространялись дальше именно так, как распространяются типичные паразиты. Они постоянно ищут только новой пищи для своей расы.

Но это ничего общего не имеет с кочевничеством...» И т. д. и т. п. Так вот, Вы будто напрямую поставили себе задачей утереть нос Гитлеру. Не обращаясь к «Mein Kampf», что в данном случае не существенно, Вы внутренне сосредоточены на «оправдании евреев». Он ведь имел в виду наши «местечковые душонки», неспособные к самопожертвованию, к подвигу - в «Mein Kampf» об этом много страниц. Вы же в пику этому расхожему мнению всякого юдофоба (еврей, «как известно» стреляет из-за угла, и ружье у него с кривым дулом) как бы выставляете контраргумент: вот-де, евреи и «сыны степей», и номады, да еще в свое время и при собственной Державе - Великой Хазарии от Днепра до Урала. Мы-де не те, кого следовало преследовать и убивать, не пришлецы, гонимые ветром, но законные наследники реальной доли земного пространства. Невольно припомнишь «один из самых странных эпизодов Катастрофы - обращение нацистов к трем еврейским ученым (Зелигу Калмановичу, Меиру Балабану и Ицхаку Шипперу) с вопросом, считаются ли караимы этническими евреями. Чтобы спасти жизнь караимов, все трое ученых солгали, заявив о нееврейском происхождении караимов» (Й. Телушкин. Еврейский мир). Вдруг да не солгали! Сами караимы, говорящие на тюркском наречии, выставляют себя порой потомками иудаизированных хазар. Это, надо думать, помогло им еще в прошлом веке избегнуть дискриминационных юдофобских законов Российской империи. Но никакая наука не может быть способом защиты (или дискредитации) кого бы то ни было. Она вообще внеидеологична, имеет дело лишь с установленными фактами. Либо истина - либо ложь, третьего не дано. Аристотелев принцип исключенного третьего неизбежен в науке, но во всякой вере, не обязательно в Господа, только помеха. Так вот апофеоз всей Вашей книги может быть объясним лишь безоглядной верой, коренящейся в особенностях Вашей психики:

«Евреи выдумали (у Вас это слово без кавычек) социализм...

Евреи выдумали капитализм...

Евреи изменили мир - они дали ему новую религию и идеологию...

Евреи представляют собой причинность (выделено Вами) нашей европейской цивилизации...» И т. д.

Такой пафос, на мой взгляд, вненаучен. В посылаемой Вам «Историософии...» (утвержденной, как указано на титульном листе, Госкомитетом РФ по высшему образованию - т. е. испытанной рядом серьезных академических рецензентов), я пытаюсь показать, что социализм никем не «выдуман»; он - естественное развитие общинного коммунизма (единственно возможного); тогда как в нынешнем веке нас лишь пытались вернуть в это почти первобытное состояние. С другой стороны, очевидные капиталистические отношения налицо и в античном Риме, и в древнем Вавилоне, даже у шумеров. Очередные формы общественного бытия прорастают сквозь прежние, отнюдь не изобретаются (тем более, не выдумываются) кем бы то ни было.

Всех благ.
М. Тартаковский

Саарбрюкен, 15.1,97.

Уважаемый Маркс Самуилович!
Вы почему-то ставите знак равенства между вопросом о наших хазарских корнях и голой публицистикой. И привели выводы моей книги - «апофеоз» - далеко не полностью. Восполню пробел.

Иудаизм синтезировал древние культуры Месопотамии и Египта, Эллады и Ориента. Фокус этого процесса пришелся на Эрец Исраэль, Землю Израиля. Здесь были предопределены пути мировой цивилизации. Христианство в Римской империи рассматривалось всего лишь как очередная еврейская секта. Еврейская, заметьте! Но и это не главное. Именно евреи развили религиозно-философские системы гнозиса и мессианства, в корне изменившие мир. Откровенно мессианским было представление Оттона Первого о Священной Римской империи в X веке; откровенно мессианским было провозглашение в XV в. Василием III («с подачи» монаха-иосифлянина Филофея) Москвы «третьим Римом» (после которого-де «четвертому не бывать», история завершит кружение свое). И большевизм не обошелся без мессианства - «построения светлого будущего всего человечества», и нацистская Германия обратилась к мессианству (увы, все к тому же, генетически еврейскому) в своих упованиях о «третьем рейхе»...

Так что вопрос о генезисе самого еврейства актуален как прежде, так и особенно теперь.

Ашкеназы - в современном мире наиболее активная часть еврейства - согласно представлениям ряда историков, являются потомками иудаизированных тюрков-хазар. История евреев России - это захватывающий роман об этногенезе народа, присутствующего здесь уже, как минимум, около тринадцати столетий (задолго до того, как русские осознали себя нацией) и все это время активно участвующего в ее политической, общественной, военной, культурной и духовной жизни. Иудаизм или его импульсы были всегда той духовной компонентой, которая, в конце концов, определяла пути «российского материка», соизмеримого по величине и населенности с действительными материками Земли. С массовым исходом нашего народа из Великой Степи Россия лишится своей души...

Конечно, в исторической науке (которая все-таки не математика) без доли публицистичности не обойтись. Хотя основы европейской цивилизации - еврейские, иудаизм, однако, по сегодняшний день страдает в собственной пропаганде «застенчивостью». Или, точнее, тяжким косноязычием. И моя книга в известном смысле - да, публицистическая провокация, которая должна была появиться в России, особенно после массовых публикаций Л. Н. Гумилева, его идеологического обоснования русского шовинизма.

Предыдущая моя книга на эту же тему - «Geheimbericht aus der Grossen Steppe» - вышла в Германии.

Насколько мне известно, мои публикации в 1994 г. в Германии, выступление тогда же по «Свободной Европе» с серией передач по проблемам русского и еврейского этногенеза были едва ли не первыми, где прямо говорилось об еврейско-тюркском фундаменте Российской державы. Уже после этих моих выступлений по радио и в печати, после появления моей немецкой книги, начались академические исследования в США (Кевин Брук) и в Израиле (Михаил Гольдельман-Богачев, уроженец СССР); уже открыта home page посвященная Хазарии в Интернете; израильским телевидением (известный журналист Эхуд Яари) готовится документация по проблемам хазарологии в странах СНГ...

Теперь по сути вопроса. Да, так уж рассудила судьба, что евреи всегда в центре самых злободневных, животрепещущих событий мировой цивилизации. Это связано с иудаизмом, первым в истории монотеистическим мировоззрением, со всей многосоставной историей нашего народа, хотя правильнее бы, с моей точки зрения, говорить об еврейских народах. Как это и положено носителям сверхрелигии, евреи едва ли не в каждом обществе образуют максимально значимое интеллектуальное ядро. И в крупнейших исторических процессах - тоже. Несмотря на Вашу колкость, Вы правы: книга моя - панегирик. Печальный панегирик (если допустимо такое соединение понятий) оставшейся в пределах бывшего СССР все уменьшающейся горстке евреев (в конце прошлого века в Российской империи их было почти шесть миллионов). Что и говорить, наша история в Великой Степи подходит к концу...

Не пропадайте, пишите.
Б. Альтшулер

9.11.97.

Уважаемый Борис Эфраимович!
Так вот я против панегириков в какой бы то ни было науке. Они и в искусстве знак весьма невысокого качества. Чтобы не быть голословным, изложу вкратце суть недавно (1996 г.) вышедшего чтива «Русская дива» (простите случайную рифму!), касающегося нашей с Вами темы. Автор Эд. Тополь представлен в аннотации как «известный во всем мире писатель, автор международных бестселлеров». Не слабо?

Причем тут евреи? - спросите Вы. Спокойно! Евреи непременно будут. Впрочем, главный герой бестселлера спецкорр некоей советской центральной газеты Рубинчик «никогда не считал себя евреем в полном смысле этого слова - он был атеистом, не знал еврейского языка, укоротил свою фамилию до ее русского звучания (Рубин), пил водку не хуже любого русского, и, самое главное, он любил РУССКИХ (здесь и далее в книге выделено курсивом) женщин. О да! Каждый раз, когда в командировке, где-нибудь в сибирской, вятской или мурманской глуши его ищущий взгляд натыкался, наконец, на ту, которая заставляла замирать его охотничье сердце, он обнаруживал, что и эта, новая, роднится со всеми его предыдущими находками одним непременным качеством: это всегда были РУССКИЕ женщины... Если объединить лик иконной Богоматери с глазами какой-нибудь древнерусской или норвежской воительницы-княжны... это будет близко к тому идеалу, ИМЕТЬ который было для Рубинчика навязчивым и почти маниакальным вожделением... Такие женские типы еще можно встретить в глубокой русской провинции... Там еще можно найти тихие генетические отблески былой РУССКО-НОРДИЧЕСКОЙ (выделено мной. - М. Т.) красоты»...

Вот авторский Пролог. «Мы живем в России, и весь мир называет нас русскими, но факты упрямая вещь - от русских у нас только название. Все историки - и российские и западные - потеряли следы русов еще в 10 веке... Они пропали во тьме веков, оставив после себя скифским племенам только имя свое да позднее династию царей Рюриков. И все. Ни языка, ни культуры, ни письменности, ни легенд. Только имена: Олег, Ольга, Игорь. Да названия рек: Днепр, Днестр. Впрочем, ведь и эти названия звучат больше по-немецки, чем по-русски, правда?» Не будем придираться к тому, что эти названия (и Дон, оба Донца, обе Двины, и Донузлав, озеро в Крыму - засекреченная военно-морская база в советские времена, прославившаяся недавно совместными учениями войск НАТО в этой акватории) звучат и не по-немецки и не по-русски. Обратимся к Энциклопедическому словарю: «Дон, река, вода. Др. - иранский термин, распространенный скифами и сартматами на Юго-Вост. Европу. Сохранился в совр. осет. яз.» (Отмечу Ардон, Фиагдон... - истоки Терека на территории Осетии).

После такой справки насчет эрудиции Эд. Тополя нам будет проще воспринимать его панегирическое (!) обращение к хазарской теме. Евреи тут, евреи там... Вот от кого, значит, пошла Русская земля!.. Но что-то подсказывает мне, что здесь не столько историей пахнет, сколько полноценными фрейдовскими «комплексами» самого автора Эд. Тополя. Вы не находите?

М. Тартаковский

17.2.97.

Уважаемый Маркс Самуилович!
Я читал «международный бестселлер» Тополя (тоже, вероятно, подобно своему герою, «укоротившему фамилию до ее русского звучания»). Надуманный конфликт, заимствованная (чтобы не сказать резче) у Булгакова композиция, инфантильные сексуальные томления подростка пожилого возраста... Вспоминается роман-исповедь другого «Эдички», название которого обычно издевательски переосмысливают: «Это я, педик!» Странные приключения этого имени в современной российской литературе... Нужная ведь романная тема, увы, не удавшаяся. Все же история хазар и ашкеназим выбирается, наконец, из своего интеллектуального гетто. Зря Вы не обратились к другому имени: в 1984 г. сербский писатель Милорад Павич, профессор университетов Белграда и Нови-Сада, опубликовал свой роман «Хазарски речник» («Хазарский словарь»). Появившийся накануне развала Югославии, этот «Речник» во многом предугадал бойню, которой хорваты, сербы и босняки пытались завершить свое более чем тысячелетнее совместное пребывание на Балканах.

Хочу верить, что увидит свет и мой уже завершенный роман «Против часовой стрелки» - все на ту же хазарскую тему. Смысл своей работы я вижу, прежде всего, в ответе на вопрос, безответный до сих пор: что стало с Хазарским каганатом, куда делись хазары после их разгрома князем Святославом в 965 г.? В работе я опираюсь на исследования российских историков, обобщенные Л. Н. Гумилевым. Я почерпнул здесь очень важные сведения, но на многих из них, увы, лежит «коричневый налет». Разумеется, обратился также к работам по лингвистике, ономастике, топонимике, семантике. Ставил перед собой самые жесткие вопросы, пытаясь дать честное и убедительное объяснение замалчиваемым событиям и фактам, являющимся, по сути, табу для «русофилов».

Эти доморощенные русские мистики оплакивают развал империи, объявляют Россию жертвой заговора инородцев. Додуматься до такого!.. Огромная страна винит не себя, а порабощенные ею национальные меньшинства, в собственных несчастьях. Кто ответственен за утрату, так сказать, «Святого Грааля», Великой степи, сокращающейся (в глазах Москвы) подобно шагреневой коже? Уже, кажется, за московской кольцевой дорогой исчезает потихоньку мир православия и кириллицы. И чем дальше на восток, тем очевиднее проступает тюркский мир.

Да так ли он противоположен славянскому? Всех здесь объединяет великий русский язык. Европейское население России состоит из собственно русских, а также казацкого этноса, утро-финнов и поморов. Поморы - потомки варягов, казаки - к этому склоняется все больше ученых - как и ашкеназы, потомки хазар. Невежество в этом вопросе чрезвычайно велико. Я звоню в Израиль солидному издателю, и в процессе разговора он мне язвительно напоминает: мол, помните ли вы, Б. Э., что казаки - потомки беглых крепостных из центральной России? Въелись в человека школьные сведения полувековой давности - удивляться ли убеждению иных лиц, не обремененных знаниями, что во всех бедах страны виноваты жиды?

Пишите. Жду.
Б. Альтшуллер

5.7.97

Уважаемый Борис Эфраимович!
Логично предположить, что немалый народ, обитавший на большом пространстве, тем более, кочевой по преимуществу, т. е. изрядно рассеянный в этом пространстве, не исчез бесследно. Сменил имя, переместился, был, быть может, перемещен. По Татищеву (серьезный историк к тому же «хазарский», то бишь астраханский губернатор) «множество иудеев, взятых Святославом в плен (965 г.), были поселены в Киеве, а также по реке Роси и в близлежащих местностях. Прямо-таки определена сердцевина будущей «черты оседлости»! В верховьях Роси, в Сквире, родилась моя мать, близ низовий, в Черкассах, мой отец. Никаких сведений об иных местообитаниях моих предков у меня нет. В Вашей книге приведен фрагмент «Повести временных лет»: креститель Руси (988 г.) Владимир Святославич «был сыном Малуши, ключницы (киевской княгини) Ольги... Отцом же ей был Малко Любьчанин» - «носил (как Вы пишете) еврейское имя». (Мне самому кажется, что сугубо славянское). Добавлю только, что древний Любеч выше Киева по Днепру, т. е. в пределах все того же расселения евреев («черта оседлости»). Некоторые идеологи русского нацизма утверждают, что матерью Владимира была еврейка. Что ж, а вдруг и впрямь они не далеки от истины... Сам Владимир, разумеется, вел свой род не от безвестной ключницы, а от Святослава и Ольги, уже, как известно, крестившейся. С важнейшим сообщением Татищева стыкуются также сведения о благосклонности к иудеям (вероисповедание тогда было равнозначно национальности) последующих киевских князей. Изяслав Ярославич (XI в.) в угоду им (надо думать, не бескорыстно) перевел рынок с лавками из нижней части города, Подола, на Печерск, в верхнюю, где селились иудеи. Любому киевлянину известно, насколько верх Киева, уже по микроклимату, привлекательнее прибрежной низины, в древности постоянно затопляемой разливами Днепра. Одно это позволяет судить о зажиточности общины. «Милости» Святополка Изяславича простирались еще дальше - так что «юдофобство» славянских конкурентов, да и городской черни, вполне объяснимо. В 1113 г., сразу же после смерти великого князя, киевская толпа напала на иудеев, но Владимир Мономах, вступивший на киевский престол, рассеял погромщиков. Впрочем, к концу его княжения иудейский квартал все же сгорел...

Иудаизированных хазар укрепляло в их вере, вероятно то же, что и «генетических евреев»: отныне и они чувствовали себя «избранным народом» «У Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней, но только отцов твоих благословил Господь и избрал вас из всех народов» (Дварим - Второзаконие 10/14-15). Кто же добровольно откажется от такой привилегии!.. Сходная ситуация у чернокожих эфиопских фалашей. Среди считанных (менее десятка!) древнееврейских слов в их языке сохранилось - конечно же! - слово «гой». Даже в самой глухой африканской глубинке они четко отделяли себя, «избранных», от прочих, «гоим».

Как видите, я не против утверждения, что евреи не народ, а - «народы». Вот и ортодоксальными израильскими раввинами чернокожие фалаши признаны «полноценными евреями». А ведь по внешности эфиопистее самих эфиопов...

Но смеют ли евреи, в таком случае, претендовать на «избранность»? Это ведь только ветхозаветному Аврааму обещано Господом: «Поставлю союз Мой между Мною и тобою и между потомством твоим после тебя» (Бытие-Брэйшит 17/7). Тогда как тюрки-хазары (и ашкеназы, по Вашей версии) вовсе от другого корня, не семитского, а яфетического (10/1-3). Понимаю, что основание для такого утверждения, конечно, шаткое, мифическое. Но ведь и «избранность» наша выстроена все на том же мифе.

Мною опубликована не одна работа по еврейским проблемам (прежде всего «Откровение Торы» - в Израиле и в России). Но в книгах, посланных Вам, я почти не касаюсь как нашей, так и русской истории. Нынче оба эти народа пуще прочих претендуют на избранность. Хотелось показать, что, выявляя причинно-следственную связь в мировой истории, вполне можно обойтись без евреев и без русских.

Всех благ.
М. Тартаковский

11.3.97.

Уважаемый Маркс Самуилович!
Еврейство объединено не «кровью», не «расой», как утверждал Гитлер, а религией. Еврейские хахамы (мудрецы), спасшие караимов, слукавили, взглянув на проблему «в профиль». Допустим, караимы - потомки хазар или половцев, этнические тюрки. Но раз уж они почитают Тору (как и фалаши) - значит, «полноценные» иудеи, настаивающие на союзе с Господом, сулившем милость и защиту. Наша традиция не признает половинок, осьмушек и т, д. - только «целых» евреев. Идея союза народа с Богом это удивительная традиция нашей древней интеллектуальной элиты, принесшая замечательные плоды и так или иначе признанная во всем мире. Весь ужас Катастрофы, в конце концов, в том, что мы одни были выделены среди прочих. Цыгане (как Вы верно заметили в своей «Историософии», единственные в Европе подлинно «чистопородные» арийцы) были подверстаны к нам скорее в качестве социально неудобных - как, скажем, безнадежно больные и умалишенные, которых нацисты истребляли даже в собственном народе.

Герман Раушнинг, облеченный доверием фюрера глава Данцигского сената, вовремя разглядев лицо нацизма, бежал из рейха и опубликовал в Лондоне книгу «Говорит Гитлер». Так вот, к вопросу об «избранности» еще до того, как было принято «окончательное решение еврейского вопроса». Гитлер - Раушнингу: «Борьба за мировое господство ведется между двумя нациями - между немцами и евреями. Все остальное - лишь обман зрения. Даже если мы изгоним евреев из Германии, они все равно останутся нашим противником в мировом масштабе».

Я спросил, не переоценивает ли Гитлер евреев.

«Нет-нет! - завопил он. - Такого противника, как евреи, невозможно переоценить!.. А знаете ли вы, какова роль евреев в глубинной борьбе за новую историческую эпоху?»

Я сказал, что едва ли могу себе это представить.

«Два народа не могут быть избранными одновременно. Сейчас мы - народ Божий. Вы понимаете, о чем идет речь?»

Я ответил, что это, очевидно, следует понимать как символ.

«Нет, это повседневная реальность, не подлежащая никаким толкованиям. Два мира вступили в противоборство! Люди Бога и люди Сатаны! Еврей - это враг рода человеческого, античеловек. Еврей - создание иного бога. Он вырос из другого корня человечества. Ариец и еврей: я противопоставляю их друг другу»...

Теперь Вы согласитесь со мной, что все, что случилось с еврейским народом в его истории, пафосно. Почти четыре тысячи лет назад Авраам заключил союз с Господом (точнее, отдался под Его карающую и милующую десницу); семь столетий спустя Моше (Моисей) вывел народ свой из рабства, укрытый от неминуемой, казалось, гибели этой десницей; Давид, царь Израиля, три тысячи лет назад вновь подтвердил верность этому союзу, одной из «высоких договаривающихся сторон» в котором - сам Господь. (Вспомните недавно пышно отмечавшееся ЛИШЬ тысячелетие крещения Руси). Так возник и упрочился монотеизм. И не случайно лилия, символ одного из двух еврейских царств, украсила впоследствии королевские гербы христианской Европы.

А тому, что мы называем ашкеназийской культурой европейских евреев, всего около 500 лет; это последствие разгрома Святославом полукочевой империи, изгнания и вытеснения из Великой Степи в Европу хазар-«жидов» (вспомните в русских, сербских, болгарских преданиях исполина Жидовина с которым воевал Илия-змееборец). Немецкий язык был в то время lingua franca Центральной Европы, и «жиды», прибывшие сюда, создали на его основе отнюдь не жаргон - нет, новый язык, идиш, с древнееврейским шрифтом и множеством тюркских заимствований. Впрочем, «великий и могучий» язык, на котором мы сейчас переписываемся, тоже полон ими.

Помимо языка идиш типичен для ашкеназийской цивилизации и современный символ еврейства - т. н. щит Давида. В отличие от того, что демонстрируют голливудские фильмы, «Моген Довид» не олицетворял в древности еврейскую религию; его олицетворял девятисвечник, менора. «Щит» был тогда лишь мистическим знаком и только в XII столетии стал символом борьбы хазарского еврея Давида апь-Рои за права своего народа. В начале XVI века «Моген Довид» появился на знамени пражской синагоги - и стал общееврейским символом.

В еврейской литературе хазарская проблематика интенсивно освещалась еще в книге Иегуды Галеви «Кузари: книга доказательств в защиту презираемой религии» (XII в.). Но интерес раввинов значительно поблек, как только стало ясно, что хазары в подавляющем большинстве не потомки евреев Страны Израиля, но обращенные в иудаизм язычники тюрки. Вечный вопрос еврейской самоидентификации...

Как видите, тюркские основы европейского еврейства ни в коей мере не противоречат еврейскому генезису, так как иудаизм это явление этнорелигиозное, а не чисто этническое. Здесь сердцевина феномена, неплохо сформулированного в известной заповеди американских газетчиков: «Евреи - всегда сенсация».

Это я цитирую уже одну из рецензий на мою «Последнюю тайну». Прилагаю несколько таких откликов. Рецензия в «Общей газете» покоробила меня своей откровенно антисемитской направленностью: «Представление о глобальной роли евреев в истории - палка, как известно, о двух концах»... А чего стоит упрек в том, что мной не упомянуто якобы еврейское происхождение Гитлера!.. Фашистский бред в серьезной либеральной газете!

Ваше мнение?,
Б. Альтшулер

21.3.97.

Уважаемый Борис Эфраимович!
«А чего стоят» следующие утверждения: «Известно, что основатель испанской инквизиции Томас Торквемада... был еврейского происхождения»; «По некоторой, заслуживающей доверия информации гетман Богдан Хмельницкий, руководивший жуткими по своей жестокости погромами на Украине, сам был... сыном еврея Берко, крещеного Михаилом, мясника из города Хмельника в Подолии» и т. п. Что же, и Вашу книгу (цитаты из нее) назвать антисемитской? (Не убежден, впрочем, в достоверности этих сведений). Не надо искать (и находить!) повсюду непременно юдофобские выпады. Мы, евреи, на такой поиск особенно падки. Если признать, что у всякого народа есть некое обличье, то непонятно, почему наружность эта должна нравиться всем и каждому? Если у народа есть позитивные качества, почему бы не присутствовать и негативным? Разве почтение к властям, привычка к законности и порядку, вроде бы вполне позитивная, не сыграла с немцами злую шутку после вполне законного избрания Гитлера? Разве избыток самоуважения (и как следствие чрезмерная самоуверенность) не подвел грузин, этот немалый по численности народ, в войне с малочисленными абхазами? «Веселие Руси есть питие» - и какой русский посейчас не признает горькой справедливости сих слов!.. Что же, среди всех прочих мы одни без порока? Не находите ли Вы, что претензия на исключительность, на то, что «один поручик шагает в ногу», чрезвычайно вредила (и вредит) нам?..

Мое все более укрепляющееся предпочтение Вашей гипотезе (потому что теория, конечно же, требует куда более серьезных обоснований) связано, не скрою, с личными мотивами. Объяснюсь.

Вчера только интервьюер «Neues Leben Deutschland», извинившись, задала мне, как сама определила, «некорректный вопрос»:

- Почему Вы, еврей, эмигрировали не в Израиль, а в Германию?

Ответил я, примерно, так. Сын мой, еще юнцом прибывший на «историческую родину», писал нам: «В Израиле я - русский. Мне наплевать на эти проблемы. Но Оле здесь уж точно «не светит». Вот ведь какое дело: жена - русская, и дети наши по установлению раввинов, диктующих законы светскому, между прочим, государству, - «русские». Хотя еще в Москве, получая друг за дружкой паспорта, настояли, чтобы их записывали евреями. Как недоумевали доброхотки-паспортистки, советовавшие брать мамину - удобную! - национальность!.. Неужели же партдамы эти, в конечном счете, правы? Как раз сейчас, накануне призыва в израильскую армию, сын и его еврейская невеста летят в другую страну, чтобы зарегистрировать брак, - на Кипр...

Стремился же я не в Германию, а в Европу. Но эта страна - единственная, принявшая мою еврейскую (уже по здешним меркам) семью. Один мой зять натуральный русак, другой - башкир из глухой уральской деревни (родной брат его - охотник-промысловик). Дочь Оля, упомянутая выше, выходит замуж за еврея, но дети ее, опять же, будут «русскими»; тогда как мой младший сын обязан был бы «на земле предков» влюбляться только в евреек, чтобы восстановить в потомстве «чистоту крови». Такова реальность нынешнего Израиля. И в тамошней прессе я не раз уже писал о том, скольких полноценнейших граждан теряет страна из-за политиканского угодничества перед ортодоксами.

Так что - в пику им - приятно думать, что и сами они не от Авраама, Ицхака и Иакова, «как положено», а (как, скажем, второй зять мой) - от Иафета, Гомэра и Тогармы. Пусть их! Так им и надо!

Всех благ.
М. Тартаковский

27.3.97.

Уважаемый Маркс Самуилович!
Вы, мне кажется, смешиваете религиозную и партийную идеологию. В партийной деятельности уместны апелляции к здравому смыслу (пусть лукавому): для роста «наших рядов» уместно-де объявить «ленинский призыв»... Правоверный иудаист попросту не уразумеет такую логику. Улучшить демографическую ситуацию в стране за счет «необрезанных»? Да он поймет, скорее, исламского фундаменталиста, чем такого вот «еврея»! Ортодоксы заняты построением своего мессианского будущего, а Вы ломитесь в этот сказочный мир со своими логическими аргументами. Еврейский «союз с Б-гом», который Вам так не по душе, это и есть религиозно-юридическая основа иудаизма, предполагающая самое жесткое следование законам Торы.

Только этому мы все обязаны своим еврейством. Хоть на протяжении тысяч лет нас подстерегали всевозможные беды.

Попробуем представить, что было бы без этой неугасимой веры. Согласно некоторым источникам население древнего Израиля за столетие до проповедей Христа насчитывало едва ли не 7 миллионов. Из осторожности уменьшим эту цифру вдвое, - но и тогда число это будет примерно равным населению Германии после окончания Тридцатилетней войны (XVII в.). Если бы еврейский этнос, распрощавшись с «неудобной религией», навлекавшей гонения, сохранил динамику, сравнимую с немецкой (далеко не рекордную), то в течение тысяч лет мы размножились бы, быть может, подобно китайцам... Только остались бы мы при этом евреями? Вероятно, нас считали бы исчезнувшим народом, подобно сотням других, рассеянных в человечестве, подобно пропавшим в ассирийском плену десяти коленам (родам) израилевых. Вряд ли были перебиты люди, уже «благополучно» угнанные в рабство. Они, надо думать, лишились религиозной идентификации - и перестали быть евреями.

Этногенез, появление протоашкеназов на исторической сцене - результат генетического смешения, синкретизма. Один из демографических потоков вел из Месопотамии на север, в Великую Степь, другой - с востока Степи на запад. Исследования американо-украинского хазаролога профессора Омельяна Прицака показывают, что Киев был впервые захвачен варягами около 882 г., тогда как окончательное покорение произошло лишь в 30-х годах X века. Другими словами, около полустолетия Киев с его градостроительной структурой еврейских кабаров, выходцев из Средней Азии, был вассалом хазарского кагана, о чем свидетельствует сам титул варяжских киевских князей - каган. Бесчисленные Каганские, Кагановичи, Коганы - поныне притча во языцех у всех юдофобов.

Профессор Прицак (теперь он работает в Киеве), анализируя общерусский летописный свод «Повесть временных лет», нашел, что великий князь Владимир (тот самый, былинное «Красное Солнышко») зовется там «робичич», «сын рабыни». Это, как и еврейские (все-таки, несмотря на Ваше сомнение!) имена его деда и матери Малки (русифицированное - Малуша) с большой долей достоверности указывает на еврейское происхождение крестителя Руси. Удивляться ли, если сам Иисус (Иешуа) и Павел (прежде - Савл), возвысивший побочную ересь иудаизма до уровня мировой религии, как, впрочем, и святые апостолы, - все они были евреями?

В русской традиции было требование к живописцам, расписывавших иконы, обращаться в православие. Вглядитесь в древние изображения, столь обожаемые нынешними «патриотами», - увидите характерные тюркосемитские лица с миндалевидным разрезом глаз. Вы согласитесь, конечно, что мастера не отправлялись «за натурой» в далекую Палестину (где, кстати, уже евреев в ту пору почти не осталось) - и на иконах наши с Вами предки-ашкеназы, «йиды» (тюркское слово), жиды древней Руси; иначе говоря, первые русичи, признавшие себя таковыми. Моя книга «Последняя тайна России» (которую Вы столь упорно отказываетесь рецензировать) об этом историческом феномене, неудобоваримом для «наших патриотов». Посылаю, кстати, фотокопии безавторской статьи из только что вышедшего «Шпигеля», в которой, насколько можно понять, попросту излагаются выдержки из Вашей работы «Почему китайцы не открыли Америку», опубликованной, помнится, в ряде номеров за 1989/90 гг, в московских «Проблемах Дальнего Востока». С чем поздравляю.

Б. Альтшулер

6.V.97.

Уважаемый Борис Эфраимович!
Мне кажется взаимная информация (касательно данной темы) исчерпана. В заключение сказал бы лишь о нашем, как Вы пишете, «союзе с Б-гом». Года два назад случилось примечательное событие, о котором проигравшая сторона из застенчивости предпочла забыть. Близ погасших за полстолетия до того печей Освенцима католические монахини основали небольшой монастырь, дабы возносить молитвы за невинно убиенных. Иудейские раввины во всем мире бурно запротестовали. Они объявили этот поступок осквернением еврейских могил. Противная сторона напоминала, что погибли здесь не только евреи. Раввины элементарными арифметическими выкладками доказали, что еврейских жертв было не в пример больше. Противная сторона уверяла, что скорбит обо всех погибших. Раввины сочли это узурпацией своих прав. Кто-то из них (очевидно, помоложе и покрепче) слазил за ограду монастыря, что-то там разрушил или повредил. В конечном счете, победа была «за нами»: монастырь снесли. В Иерусалиме и Нью-Йорке торжествующие толпы несли плакаты, из которых следовало, что жертвы понесенные «избранным народом» в каком-то роде качественнее прочих жертв.

Я и сам подростком в 41-м едва не стал такой «высококачественной жертвой», но теперь мне почему-то было стыдно...

Комментарии

Добавить изображение