НАГРАДА ДЛЯ СМЕЛЫХ

21-04-2007

«Я тронут и благодарен за эту награду, - сказал президент США Джимми Картер на церемонии вручения ему «Премии Риденаура» (Ridenhour prize) , - Но истинную смелость я уважаю у тех израильтян и палестинцев, постоянно, год за годом страдающих, однако последовательных в поисках справедливого мира между двумя народами. Полвека страданий, смертей, преследований и страха, перенесенного народами Израиля и Палестины. И все же три десятилетия я наблюдаю, что опросы общественного мнения в Израиле показывают, что свыше 60% израильтян поддерживают обмен палестинской земли на мир. В январе опрос, проведенный Институтом им. Гарри Трумена совместно с Еврейским университетом в Иерусалиме показывает, что 81% палестинцев тоже разделяют эти стремления».

В последнее время я редко бываю в Вашингтоне, да и мои командировки туда по моей основной работе, никак не связанной с журналистикой, плотно забиты делами и приходится отклонять заманчивые приглашения и пропускать события важные и интересные. На сей раз я ни в коем случае не хотел пропустить церемонию вручения этой очень почетной премии в Вашингтонском национальном пресс-клубе. В 1969 году ветеран Вьетнамской войны Рон Риденаур послал в Конгресс США и в Пентагон письмо, где рассказал миру и американскому народу правду о резне в деревне Май Лей. Позже он стал журналистом, автором громких расследований, но не дождался престижной премии и безвременно умер в возрасте 52 лет. Институт Нации (The Nation Institute) и Фертель Фондэйшн учредили ежегодные «Премии имени Риденаура» для тех, кто проявил храбрость и подверг риску свою репутацию для упрочения нашей демократии. Премия имеет три номинации – «за смелость», «за правду» и книжную.

В 2007 году «Премию Риденаура за правду» получал американский подрядчик Дональд Венс, работавший в Ираке для армии. Он разоблачил преступления и злоупотребления, свидетелем которых он стал. Венс – ветеран ВМС США. Он поехал в Ирак, как горячий сторонник войны, дважды голосовал за Буша. Увидев своими глазами, что там происходит, он не захотел участвовать в заговоре молчания и передал гласности известные ему факты. Он потерял работу, провел три месяца под следствием в военной тюрьме, испытал пытки и специальные методы следствия, но власти не смогли довести дело до суда. Он стал главным героем документального фильма Рори Кеннеди «Духи Абу-Граиба».

«Книжную премию Риденаура» получил репортер «Вашингтон пост» Раджив Чандрасекарен за замечательный фильм «Имперская жизнь в Изумрудном городе» о жизни в крепко защищенной и изолированной от кишащей насилием иракской улицы Зеленой зоны. Плотная завеса молчания, лжи и самообмана, царящая там мешает получить достоверную картину о происходящем и самое главное, коррумпирует самих западных военных, воюющих в Ираке.

Премия за смелость была присуждена бывшему президенту США Джимми Картеру. Картера представлял рабби Ленард Бирман, основатель и духовный глава общины и синагоги Лео Бек из Лос Анджелеса, в прошлом председатель Правления раввинов Южной Калифорнии. Он сказал о Картере «его замечательная карьера, отмечена самым главным - непреклонною моральной чуткостью даже по самым чувствительным и спорным вопросам, таким, как права палестинцев». «География совести Картера безгранична» - отметил рабби.

Личность президента Картера вызывает большое уважение у многих американцев. По поводу его президентства существуют противоречивые мнения, однако после ухода с поста президента он многое сделал в строительстве жилья для бедных, в программах помощи нуждающимся, в международных делах. Картер не был самым удачным президентом, но он был честным и последовательным защитником прав человека во всем мире. Я уверен, что именно его твердая и непреклонная позиция обеспечили выезд из СССР десятков тысяч людей, стремившихся эмигрировать из страны развитого и победившего социализма. И самое главное, на его счету - достижение крепкого мира между Израилем и Египтом, разбившее круговорот вражды в арабско-израильских отношениях. Я помню, еще студентом я стоял в толпе в Негевском университете им. Бен-Гуриона, где египетский президент Анвар Садат, израильский премьер-министр Менахем Бегин и президент Картер провозгласили окончательное заключение мирного договора. Картер выбрал единственно правильную стратегию – свел партнеров и дал им договориться, а потом заплатил по счетам.

На президентство Картера пришлись многие кризисы и проблемы. Ему пришлось пожинать инфляцию, подскочившую в результате скачка цен на нефть после Войны Судного дня. В его правление случилась Исламская революция в Иране, во многом обусловленная недальновидной политикой его предшественников, сложивших все яйца в одну корзину и не подготовивших «план Б» на случай краха шахского режима. Конец его президентства омрачила история с американскими дипломатами, взятыми в заложники революционными гвардейцами в Тегеране.

Народу в клубе собралось много и опоздавшим пришлось стоять.

Ветеран американской журналистики, последний из «большой тройки» американских телеведущих национального масштаба Тед Копель вел церемонию вручения премии. В 1979 году Копель встал ведущим передачи «Америка за заложников», где вел мониторинг событий, жестко и не всегда справедливо критикуя поведение Картера. Передача сделала Копеля фигурой всеамериканского масштаба, стала удачным стартом его карьеры, после нее он получил свое «Ночное время». «Кризис заложников» очень сильно ударил по популярности Картера в год выборов. Сегодня известно, что его противники убеждали иранцев продержать заложников подольше, чтоб свалить президента.

Теперь Копель с улыбкой заметил о Картере со сцены: «Он был прав, когда напомнил мне, какую роль его администрация сыграла в моем профессиональной карьере и предположил, что пять процентов от моих доходов за прошедшие двадцать девять лет, выделенные в Фонд Картера были бы приемлемым путем, чтоб отблагодарить...» Конец фразы потонул в смехе и аплодисментах.

Надо сказать, что аудитория тепло и с любовью встречает Картера везде. Даже на накаленном страстями диспуте в Колумбийском университете в январе 2007 года, где поначалу произраильские студенческие группы пытались устроить президенту обструкцию, в конце выступления Картера весь зал стоя аплодировал ему. Место и тема статьи не позволяет мне рассказать о своей беседе с этим замечательным человеком. Три года назад мне повезло и я проговорил с ним два часа, и понимаю, почему волны злобы и ненависти неизменно разбиваются о непоколебимую нравственную силу и веру в добро этого 83-летнего человека.

* * *

Казалось бы, Америка – страна свободы слова, и там трудно заткнуть кому-либо рот, а тем более бывшему президенту, пользовавшемуся всеобщей симпатией. Однако именно это случилось после выхода книги «Палестина: Мир а не апартеид». Произраильские организации и правонационалистические еврейские группы повели массированную кампанию в прессе и общественных отношениях, обвинили Картера во лжи, в недобросовестности и самое главное, в антисемитизме. К хору присоединились и правые политики, и даже бывший президент Клинтон, провалившийся там, где Картер добился успеха. Инициативы Клинтона провалились потому, что пытаясь сгладить углы, он старался заменить собой договаривающиеся стороны. Интересно, что и экстремистские левые и пропалестинские деятели, не желающие ничего иного, кроме уничтожения Израиля, со своей стороны тоже развернули кампанию против книги Картера.

Позже Картер заметил, что за 60 лет его общественной жизни еще никто не назвал его лжецом или антисемитом, как это позволили себе крикливые произраильские группы или деятели, вроде Дершовица и Фоксмана, как левацкие наскоки. Шуму они наделали столько, что книга Картера надолго вошла в список национальных бестселлеров.

В Израиле и в еврейских кругах Америки циркулирует множество теорий, почему в Европе, например, достаточно критически, а то и негативно относятся к политике Израиля на территориях, а вот в Северной Америке Израиль пользуется самой широкой поддержкой и симпатией. В ход идут и рассуждения о «мусульманском засилье» в Европе, и о «христианском сионизме», помноженном на могущество еврейского лобби в США. Алан Дершовиц, один из главных критиков как Картера, так и любых попыток обозначить «еврейское лобби», сам писал в прошлом, что «мы (евреи) создали здесь самое эффективное и могущественное лобби» (в книге «Исчезающий американский еврей»). Действительность далека от этих схем. Со времен Холодной войны США всячески поддерживали колеблющуюся политику израильских правительств по отношению к оккупированным территориям. Даже назвать эти территории оккупированными до последнего времени считалось политически некорректным. Многие американцы заявляли в опросах, что это арабы оккупируют израильскую территорию. Что поделать, если до сих пор 15% американцев уверено, что Элвис Пресли жив.

Произраильский активизм в США хорошо оркестрован и коренится в искренней заботе американских евреев о благополучии еврейского государства. Американо-израильский комитет общественных отношений (ЭЙПАК) считается вторым (после лобби пенсионеров) по мощи в Америке. Жесткая позиция ЭЙПАК все меньше выражает мнение американских евреев. Представительный опрос Галлопа в феврале 2007 показал, что 77% американских евреев считают войну в Ираке ошибкой (что значительно выше показателей среди американцев). В то же время ЭЙПАК была одним из главных лоббистов, добивавшихся этой войны. Один из главных сторонников войны в Ираке вице-президент Дик Чейни не удержался и в полную комплиментов речь на сессии ЭЙПАК вставил иголку: «Друзья мои... выглядит непоследовательно, что те, кто требуют агрессивной акции, чтобы устранить угрозу иранского режима, в то же время требуют отступления из Ирака и ослабления лучшего друга Израиля, США». Премьер Ольмерт заявил там же ( в видеопослании), что интересам безопасности Израиля отвечает лишь американский успех в Ираке.

Несмотря на то, что официальные и неофициальные произраильские толкачи «агрессивно» (по словам Чейни) добиваются от США применения военной силы против Ирана, судя по всему мнение большинства американских евреев не совпадает с позицией ЭЙПАК и других ястребов. Правда, дела в еврейских организациях Америки не вершатся демократическим путем. Их политика прямо зависит лишь от жертвователей, а не от общественного мнения. Недавно бывший начальник объединенного штаба Вооруженных сил США и кандидат в президенты США генерал Уэсли Кларк выразил опасение, что администрация Буша замышляет атаку против Ирана. Заодно генерал заметил: «Еврейская община разделена разногласиями, но там есть сильное давление денежных тузов из Нью-Йорка на претендентов, желающих избираться». Еврейские организации тут же обвинили Кларка в антисемитизме, хотя еще три года назад они же рекламировали его среди еврейских избирателей на внутрипартийных выборах, как «внука раввина Немировского». Пока же лишь одна крупная организация, Союз реформистского иудаизма, открыто заняла антивоенную позицию.

* * *

Известное свойство американской политической системы таково, что маленькие и хорошо организованные и финансируемые группы, защищающие какой-нибудь партикулярный интерес, играли огромную роль в американской политической жизни и могли круто повернуть политику всей страны. Стоит лишь вспомнить движение трезвенности, которое сумело склонить мощную американскую политическую машину к запрету потребления и производства алкогольных напитков в сильно и много пьющем американском обществе. Другой пример - лобби врачей и страховых корпораций вопреки мнению большинства американского народа противится введению всеобщего медицинского страхования. Результаты такого активизма не всегда были столь катастрофическими, как последствия Сухого закона. Однако большинство причин безусловной и полной поддержки Израиля не имеют отношения ни к «лобби», ни к евреям, а коренятся в мировом порядке времен противостояния США и СССР. Да и Ближний Восток до последнего времени не особо интересовал американскую публику. Мало кого помимо арабо-израильского конфликта волновало и то, почему США поддерживают не только «единственную демократию на Ближнем Востоке», но и откровенно диктаторские режимы.

После оккупации Ирака и самое главное, после того, как выяснилось, что дешевой нефти оттуда не будет, а цена войны и авантюристического курса администрации стала ощущаться в домах американцев, назрела необходимость общественных дебатов по всем вопросам ближневосточной политики, в том числе, американо-израильских отношений. Дебаты, которые раньше велись дипломатами и военными профессионалами, выплеснулись на страницы СМИ. И затыкать рты обвинениями в антисемитизме становится все трудней. Да и авторитет ЭЙПАК и других еврейских организаций сильно подпортили постоянные финансовые скандалы, склоки. Да еще двое руководителей ЭЙПАК предстали перед судом по обвинению в передаче секретной информации иностранному государству.

Американские евреи живут жизнью своей страны, и во влиятельных либеральных еврейских кругах тоже зазвучала немыслимая раньше критика Израиля. Это было тем легче сделать, что начали критиковать израильское правительство и израильские порядки как раз право-религиозные еврейские круги, недовольные сначала мирными соглашениями с палестинцами 1993 года, а позже эвакуацией израильских войск и граждан из сектора Газы.

Еще одна сила, ставшая поддерживать Израиль, а верней, тамошние правоэкстремистские элементы, - это некоторые руководители американских евангельских христиан. Их произраильская позиция базируется на буквальном прочтении Библии. Многие лидеры «христианского сионизма», как Джерри Пауэл или Пет Робинсон еще 10 лет назад сами значились в списках антисемитов Антидиффамационной лиги и других еврейских организаций. Их позиция вовсе не дружественна американским евреям, что выяснилось во время борьбы еврейских организаций против фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы». Я сам стал свидетелем дискуссии в 2003 году, когда Джон Подгорец (видный американский публицист правого толка, работавший в свое время спичрайтером у президента Рональда Рейгана) вынужден был признать: «Из-за них напуганные евреи массами отшатнулись от Республиканской партии».

Картер – глубоко верующий христианин и говорит на языке, понятном американским евангельским христианам, которые, подобно евреям, похоже, вовсе не разделяют взглядов групп давления, действующих от их имени. Во всяком случае, на промежуточных выборах 2006 года около половины евангельских христиан проголосовало за демократических кандидатов, хотя их лидеры изображали тех, как сборище гнилых либералов, декадентов, извращенцев и грешников.

* * *

«Я написал книгу "Палестина: Мир, а не апартеид" чтоб донести призыв палестинцев и отчаянную нужду обсудить ситуацию в Соединенных Штатах для того, чтоб возродить мирный процесс на Ближнем Востоке, который был заморожен на шесть лет»,- сказал президент Картер. В Америке президент страны пожизненно носит этот титул. «История показывает, что (за исключением Соглашений Осло 1993), мирный процесс единственно возможен, - сказал президент, - если США играют свою историческую роль честного посредника, пользующегося доверием и уважением обеих сторон». Картер полагает, что администрация Буша не выполняет этой роли , чем изменяет курсу шести его предшественников, трех президентов-демократов и трех республиканцев. В конце Джимми Картер предложил помолиться «за наших народных избранником из обеих партий, с двух концов Пенсильвания авеню, чтоб они имели смелость взглянуть в лицо фактам и сделать то, что необходимо, чтоб вернуть Америку к ее почетной роли миротворца». Белый дом и Конгресс находятся, как известно, на разных концах Пенсильвания авеню.

После церемонии состоялась очень интересная пресс-конференция, где журналистов интересовали мнения лауреатов премии по широкому диапазону вопросов – от биотоплива до международной политики. И здесь Джимми Картер взял инициативу. Среди прочего он горячо поддержал визит спикера (председателя) Конгресса Нэнси Пелоси в Сирию, вызвавший резкую критику со стороны Белого дома («Я рад, что она поехала. Когда есть кризис, то имеют дело с людьми, способными что-то сделать»). Картер ясно видит, что теперешнее руководство повторяет ошибки, которые ему пришлось расхлебывать. Тогда безусловная поддержка гнилого шахского режима, складывание всех яиц в одну корзину привело к потере всякого американского влияния в Иране. Сегодняшняя администрация Белого дома (как, впрочем, и теперешнее израильское правительство) «ни с кем не разговаривают», по замечанию журналиста Ахмеда Рашида. Как в Палестине, так и в Афганистане, и в «главном стратегическом союзнике глобальной войны с террором» Пакистане, американцы последовательно отказываются строить отношения с оппозицией, что в конечно итоге подрывает их позицию в этих странах.

На вопрос, кого Картер поддерживает на президентских гонках, тот уклончиво ответил, что того, кто, в частности, будет добиваться мира на Ближнем Востоке, стремиться вернуть доверие и надежду. И добавил из собственного опыта: «трудно у нас говорить правду и быть избранным».

Недостаток места не позволяет рассказать о двух других замечательных людях, лауреатах «Премии Риденаура за смелость». Все трое делом показали, что доверие, надежность и преданность идеям вдохновляют бесстрашно сказать правду.

Релевантные ссылки

Официальный сайт «Премии Ридеаура» http://www.ridenhour.org/

Израильская правительственная премия антисемиту

http://press.try.md/view.php?id=38225&iddb=Inter

Еще раз об израильской государственной награде антисемиту

http://press.try.md/view.php?id=38431&iddb=Inter

Как боролись и как продавали «Страсти христовы»

http://www.russiandenver.50megs.com/Gibson_struggle_marketing.htm

Джимми Картер, «Об Израиле и Палестине, откровенно» - http://www.perspektiva.co.il/show_file.asp?num=242

Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2007
© 2007 by Michael Dorfman. All rights reserved

Комментарии

Добавить изображение