НЕУДОБНАЯ ПРЕМИЯ МИРА

21-08-2007


Перевод А.А. Клёсова - из газеты Бостон Глоб, 13 октября 2007

Бьёрн Ломборг - Адьюнкт-профессор Копенгагенской школы бизнеса.

Предисловие переводчика

Два дня тому было объявлено, что Нобелевскую премию мира 2007 года получил бывший вице-президент США Ал Гор, разделив ее с Межправительственной Панелью ООН по климатическим изменениям. Как водится, люди, которые имеют что сказать, разделились на две полярные части. Спустя несколько часов после объявления о премии CNN поместило на своем сайте ряд высказываний представителей обеих частей. Приведу несколько, чтобы полярность стала ясной, а также привести характер мотивации нескольких «опиинированных» людей, как в США примерно называют тех, у которые всегда есть свое мнение, и о котором они тут же стремяться проинформировать человечество.

  • -- «Ал Гор? Нобелевская премия мира? Вау, это действительно деградация премии».
  • -- «Я думаю, это хорошо, что Ал Гор получил Нобелевскую премию мира. Некоторые люди, как мой учитель английского языка, пытаются принизить значение глобального потепления. Может быть теперь люди будут больше уважать Гора, и он еще больше будет уделять внимания этой проблеме».
  • -- «Постыдный выбор. Ал Гор промотирует плохую науку и нечестность, и не сделал ничего для промотирования мира. Этот выбор Комитетом был сделан на чистой политике».
  • -- «Это – самая заслуженная премия. Ал Гор безусловный чемпион по привлечению внимания к глобальному потеплению и другим опасностям окружающей среды. Ал Гор всегда прав по самым разным вопросам – от глобального потепления до войны в Ираке».
  • -- «Ал Гор – в хорошей компании с Ясиром Арафатом».

Хотя, казалось бы, о чем такой раздрай? По замыслу самого основателя Премии, она является вроде как поощрительным грантом, даваемым выдающимся людям с тем, чтобы они были впредь материально обеспечены и смогли сосредоточиться еще в большей степени над тем, над чем работали. По завещанию Нобеля премия мира должна присуждаться человеку следующих качеств: «человеку, который сделал больше других или лучше других для братства между нациями, за упразднение или сокращение численности армий и за проведение и пропаганду конгрессов мира».

Согласно завещанию Нобеля, премия его имени по физике и химии присуждается Шведской академией наук в Стокгольме, премия по физиологии или медицине – Каролинским Институтом в Стокгольме, по литератере – академией в Стокгольме, и премия мира присуждается в Норвегии, комитетом из пяти человек, избираемых Норвержским Стортингом.

Ал Гору премия (точнее, ее половина) была присуждена со следующей формулировкой: «За усилия по созданию и распространению знаний о климатических изменениях, вызванных человеком, и за закладывание основ для принятия мер по устранению этих изменений».

И вот здесь, по мнению многих, есть проблема. И не одна. Мало того, что в формулировке не упомянуты бомбардировки Белграда и прочие военные действия США и при поошрении США в Югославии, которые проводились при прямом политическом и военном участии Гора как вице-президента США – видимо, в рамках установления «братства между нациями», от какого достигнутого браства Балканы до сих пор трясет, и скоро, видимо, затрясет опять, как только Косово будет формально передано Албании. Так еще и «знания» о климатических изменениях Ал Гор распространял весьма своеобразно, а именно часто искаженно и тенденциозно. Об этом, в частности, в переведенной ниже статье. Что касается «закладывания основ для устранения» климатических изменений – то в мире есть скорее консенсус, что эти изменения не устраняются. Что нужно просто их понимать и к ним соответственно готовиться. Что, наконец, по мнению ведущих климатологов, в климате не происходит ровным счетом ничего такого, что не происходило бы раньше, и происходило значительно в более грандиозных масштабах.

Что касается критического замечания про компанию с Ясиром Арафатом – да, Арафат получил Нобелевскую премию мира, как ни оскорбительно это звучит для огромного числа людей - в аккурат 13 лет назад. А в прошлом году премию мира получил банкир из Бангладеш Мухаммад Юнус и его банк, которые, как сообщалось, массово предоставляли кредиты беднякам на маленькие суммы, вплоть до шести-девяти долларов, не требуя кредитной истории и внесения залога. Два года назад, в 2005-м, премию мира получил египтянин Мухамед Эль-Барадей, «за усилия по предотвращению использования ядерной энергии в военных целях». Дай-то Бог, конечно, если египтянин предотвратил. Хотя да, там за усилия.

А перед тем, в 2004 году, премию получила кенийка Вангари Маасай «за вклад по стабильному развитию, демократии и мира». Что интересно, так и формулировалось, по стабильному развитию. Развитию чего – не было указано.

Это я не насмешничаю, а просто поясняю, почему Нобелевская премия мира – штука непростая, и почему в мире ее многие воспринимают со здоровым и прочим скептицизмом. Чего стоит, например, Нобелевская премия мира, полученная Генри Киссинджером совместно с членом Политбюро Северного Вьетнама Ле Дук Тхо в 1973 году (!). Кто помнит, через полтора года после этого, в апреле 1975-го, танки Северного Вьетнама вкатились в Сайгон, и тысячи людей кидались в море и вплавь, на джонках и плотах, пытались достичь отходящие американские военные корабли, а многие просто отдавали малых детей, не имея возможности на этих кораблях уйти. Надо сказать, что потом Тхо от премии отказался, так что танки в Южный Вьетнам вводил с чистой совестью. Киссиджер свою оставил.

Ну ладно, введение завершено. Теперь к самой статье.

- - - - - - - - - - -

Нобелевская премия мира в этом году заслуженно присуждена тысячам ученых Межправительственной Панели ООН по климатическим изменениям. Эти ученые заняты крайне скрупулёзной и высокой по уровню научной работой, которая устанавливает, к чему должен готовиться мир в отношении климатических изменений.

Другой лауреат, бывший вице-президент США Ал Гор, потратил гораздо больше времени, говоря нам чего мы должны бояться. Если оценки и выводы Межправительственной Панели основаны на тщательных исследованиях, Гор, похоже, этим не озабочен.

Гор сообщил миру в своём Оскаровском фильме о надвигающемся 7-метровом повышении уровня моря, которое произойдет в ходе нашего столетия. Он проигнорировал выводы своих коллег по Нобелевской премии, которые заключили, что уровень моря поднимется в ходе этого столетия только между 15 и 60 см, и наиболее вероятно - на 30 см. Такое же повышения уровня моря имело место на протяжении последних 150 лет.

Подобным же образом Гор агонизировал по части ускоряющегося таяния льдов Гренландии и что это значит для планеты, но не обратил внимания на выводы Межправительственной панели, что если это будет иметь место, то добавит 7-8 см к уровню моря к концу текущего столетия. Гор также не принял к сведению результаты исследований, что температура в Гренландии сейчас даже ниже, чем была в 1941 году.

Этот политик, ставший муви-мейкером, потерял покой из-за ожидаемого им увеличения смертности по причине потепления. Это – еще одна сторона истории, которую неудобно упоминать: потепление уменьшит похолодания, которые приводят к гораздо большему количеству смертей. Наиболее достоверные исследования показывают, что к 2050 году жара унесет 400 тысяч жизней, на 1.8 миллиона меньше, чем холод. Согласно первому полному исследованию экономических факторов, сопряженных с климатическими изменениями в мире, глобальное потепление на самом деле спасает жизни.

Гор помогает миру испытывать беспокойство. К сожалению, при этом наше внимание направляется не на то, на что стоило бы. Климатические изменения – не единственная проблема, которую ожидает мир.

Гор призывает мировых лидеров сократить эмиссии углекислого газа, хотя другие действия сделают для планеты значительно больше. В наступившем столетии развивающиеся страны будут всё больше зависеть от импорта продовольствия из стран развитых. Это – следствие не столько глобального потепления, сколько увеличения числа людей и нехватки орошаемых земель в странах развивающегося мира.

Число голодающих зависит не столько от климата, сколько от демографии и заработков. Крайне дорогостоящие сокращения выбросов углекислого газа приведет к еще большему увеличению голодающих людей. Если наша цель на самом деле – борьба с недоеданием, то доставка продовольствия этим людям в 5 тысяч раз более эффективна в отношении спасения жизней, чем трата миллиардов долларов на снижение эмиссии СО2.

Аналогично, глобальное потепление приведет лишь к небольшому увеличению малярии, но снижение уровня СО2 намного менее эффективно в борьбе с малярией, чем москитные сетки и медицинская помощь, что за бесценок спасает 850 тысяч жизней каждый год. Напротив, дорогостоящий Киотский протокол спасет от малярии только 1400 жизней в год.

Беспокойство о далеком будущем влиянии климатических изменений ничего не дает для решения сегодняшних проблем, которые стоят перед планетой. В этом году недоедание убьет почти 4 миллиона людей. Примерно 3 миллиона жизней будут потеряны из-за спида, и два с половиной миллиона умрут из-за загрязнений воздуха. Нехватка пищевых микроэлементов и чистой питьевой воды убьет еще 4 миллиона людей в этом году.

Для решения этих проблем нехватает как внимания, так и денег, и в такой ситуации мы должны фокусироваться на эффективных решениях, приносящих прямой результат в этом веке. Фокус на решениях сегодняшних проблем приводит к усилению общества, улучшению экономики, упрочнению инфраструктуры. Это позволит обществу лучше справляться с будущими проблемами, включая глобальное потепление. Стремление к массивным сокрашениям эмиссий углекислого газа приведет к увеличению уровня бедности будущих поколений, к их меньшей способности адаптироваться к меняющемуся миру.

Гор непоколебимо верит, что климатические изменения это самая большая проблема в мире. Это справедливо, что он заслуживает некоторого поощрения за эту его страсть. Тем не менее, контраст между ним и его коллегами из Межправительственной панели просто не может быть более разительным. Коллеги-ученые заняты детальными исследованиями, в которых факты – главное. У Гора – другой подход.

Комментарии

Добавить изображение