ФИЗМАТИКАМ С ЛЮБОВЬЮ

27-11-2011

"...это говорил лоскуток свиной кожи, которою когда-то были обиты комнаты старого дома. Позолота с него вся сошла, и он был похож скорее на грязный комок земли, но у него был свой взгляд на вещи, и он высказал его:
— Позолота сотрется — свиная кожа останется!
Оловянный солдатик, однако, с этим не согласился.

Г.Х.Андерсен

Сегодня трудно в это поверить, но было время, когда науки вообще не было. Религия была, искусства кое-какие уже были, а науки всё ещё не было. Как обходились без неё люди, непонятно, но факт - обходились. Жили и даже Image 16 56 38 - 05 09 2014размножались. Вероятно, даже и развлекались как-то. А притом, и развивались ещё успешно - и умственно, и физически.
Можно предположить даже, что не только они размножались, развлекались и развивались. Сохранились свидетельства и о духовной стороне их жизни: остались следы верований в высшие силы, во внеземную жизнь - первые захоронения, первые цветы в этих захоронениях. А первые музыкальные инструменты, первые пещерные (изумительные) росписи и наскальные (удивительные) рисунки, - тоже всё свидетельства, что живы они были "не хлебом единым".
Выходит, что во все - даже и в самые донаучные - времена люди жили полноценной, полнокровной жизнью. Запомним это.

Появилась позже и наука, но роль в жизни людей играла она поначалу (и долго ещё потом) вспомогательную, служебно-прикладную.
Произошло тогда же некое разделение "сфер влияния": религия с искусством занялись воспитанием духа, а наука озаботилась больше удовлетворением материальных потребностей.
С искусствами она ещё как-то ладила, а вот с религией у них вскоре не заладилось - от ревниво-настороженных отношения их (на Западе, по крайней мере) перешли вскоре к откровенно враждебным: не во всём выводы науки устраивали церковь, а во многих утверждениях церкви усомнились учёные. И чем чаще жизнь подтверждала правоту науки, тем меньше нравилось это служителям церкви.
А, кроме того, церковь (на Западе, опять-таки), обретя власть - духовную и светскую - начала (позабыв об основном своём назначении) этой самой властью злоупотреблять: она не столько уже волновалась о том, на чьей стороне истина, сколько следила за тем, чтобы не возвысился авторитет знаний над авторитетом веры. И тогда симпатии общества стали смещаться понемногу в сторону науки.
Сегодня установился между ними (по видимости), некий паритет - режим мирного сосуществования. Но фактически и по существу наука замещает (заместила уже почти) собой религию - вытеснила её из умов и сердец верующих (по крайней мере, опять-таки, на Западе, но в значительной мере - далеко уже и за его пределами).
И начала она, наука (ну, почти как церковь когда-то), своим этим положением тоже злоупотреблять - перетягивать на себя одеяло общественных интересов и общественного внимания. И довольно успешно. Церковь, оглушённая её победными фанфарами, присмирела - ушла от преподавания в школах, высокие искусства тоже скромно отодвинулись в тень.
Это сразу отразилось на подготовке подрастающей смены: школьные предметы, призванные обучать деток благонравию и другим душеполезным качествам, вытеснились разнообразными математиками. Голова ребёнка использовалась при этом наполовину - усиленно тренировалась лишь левая (логико-математическая) её часть.
А с левым уклоном школьных программ произошло и искривление ("полевение") сознания учеников - будущих учёных и художников: оно захромало на правое полушарие, сместившись заметно в сторону рационализма, ослабив образно-художественную свою ипостась.
Далее (как следствие) и в самом этом художественном секторе общественного вкуса и сознания произошло неравноценное замещение - высокого низким, глубокого плоским: рок вместо музыки, рэп вместо поэзии, брейк вместо танцев.
Дошло до того, что и церковь сама стала уже кое-где подпевать и подтанцовывать под эти модные "музыки". Все эти перемены не просто обеднили, но и существенно исказили картину мира в сознании людей западной культуры - нашем с вами сознании.
- Грамоте Вас обучали? - спросил художник Пикассо писателя Федина, признавшегося ему как-то, что не понимает он его живописи. - Грамоте обучали. - А искусству?..
Да - давным-давно уже не обучают нас в школах искусствам - ни будущих писателей, ни будущих художников, ни будущих учёных.
Один из серьёзных (хоть и не слишком модных сегодня) мыслителей, утверждал, говоря о важности искусства, что для его понимания нужно быть художественно образованным человеком. И так полагал не только этот мыслитель. Во всех иных цивилизациях искусство в учебных программах стояло всегда наравне с прочими важными предметами: наравне с богословием, наравне с наукой и гимнастикой.
Эта простая мысль - что искусства надо изучать, и что изучать их надо с тем же тщанием, что и науки, что аттестовать по этим предметам должно ученика так же строго и придирчиво, как по любой из математик, - мысль эта давно уже не приходит в голову взрослым людям западной культуры.
Нам всё кажется, что не велика это потеря - что без искусства, в отличие от науки (особенно от физики с математикой) можно и обойтись. В результате школа штампует из детей (наштамповала уже несколько поколений) не полноценных широко мыслящих граждан, а кособоких, полуразвитых "физматиков". Одни лирики пытаются ещё что-то робко противопоставить "победной поступи научно-технического прогресса".
Однобокое образование не ведёт, естественно, к образованности, а приводит оно к тому, к чему только и может привести - к появлению так называемой образованщины. В результате, всё наше западное общество и есть теперь - одна сплошная образованщина. С самыми тяжкими для всего мира последствиями - тощие, недокормленные души не могут подсказать уму верного направления мысли.
Наш паровоз вперёд летит со всё большей скоростью, не имея ни ясной цели, ни надёжных средств для сдерживания собственных порывов. Физматикам это "до лампочки" - пусть себе летит. Главное, чтоб - вперёд, главное, чтоб - побыстрее! Хоть в тартарары, да - со сверхсветовой скоростью!
Физматика-учёного не заботит дальняя перспектива, потому что у него ни времени, ни охоты нет об этом подумать: он занят - он увлечён наукой. Увлечённость любимым занятием не позволяет ему отвлечься на осмысление возможных последствий его увлечений.
У этих учёных было уже несколько подходящих случаев одуматься - сгореть со стыда, утопиться или переквалифицироваться в управдомы: после Хиросимы с Нагасаки, после Чернобыля с Фукусимой. Но сделать это физматик не может по той причине, что нет у него этого самого, чем стыдятся - недоразвито оно, не тренировано с детства. У него, как у всякого фанатика, нет стыда и нет совести (как нет и веры, кроме веры в собственную непогрешимость). Нет полноценного образования. Нет культуры.
Есть, зато азарт - увлечённость игрока, убеждённость фаната, что вот-вот оно случится - выпадет "очко", забьётся гол, сложится пазл - откроется Формула Вселенной, объясняющая устройство мира, а с ней и окончательное решение всех глобальных проблем - экономических, энергетических, политических, социальных.
Отсюда, от этой его моральной убогости, от этого однобокого, упрощённого взгляда на мир и постоянная его убеждённость в собственной правоте, о чём бы ни зашла речь. Он уже всё понял, он держит бога за бороду, а тот (советуясь с ним) переустраивает уже мир по заданной им программе. Он знает, "как надо", и делает всё, "как надо": физматика ведь наука точная - она точно знает, "как надо".
Один из выдающихся современных учёных (большая умница, человек симпатичный и очень скромный) прямо заявляет: "Я научился вычислять пустоты, вместе с моими коллегами мы познаем механизмы заполнения социальных и экономических "пустот". Я знаю, как управлять Вселенной". Знает, и всё тут.
Доказал гипотезу Пуанкаре, и стало ему всё ясно.
Никто ведь не возражает - все радуются вместе с учёными и каждому новому их открытию, и расцвету наук в целом. Новые открытия дают нам небывалую возможность овладевать всё новыми природными силами, только нельзя же не видеть, что силы эти, попадая в руки обществу, лишенному необходимых сил сдерживания и регулирования, становятся неуправляемыми, а само это общество - опасным для жизни остального мира.
Увлечённая успехами физматических наук, западная (а теперь и наша) образованщина занялась активным проеданием наследства собственных потомков и - параллельно - изобретением всё более изощрённых орудий уничтожения своих современников.
"Rock and roll!" - шатайся и кружись! - и развесёлое общество физматиков, передоверившись учёным, опьянённое их успехами и их посулами, беззаботно "шатается и кружится" в подходящем - всеодуряющем, всех оболванивающем ритме - до полной потери равновесия.
Успехи впечатляющие, посулы убедительные - инфицированные идеями Общества Потребителей, чуть не на всех континентах пытаются их последователи "рокэндролить" в том же темпе и ритме. Пытаются подпевать и приплясывать, не понимая, что "поезд счастья" уже ушёл - первопроходцы захватили уже все мягкие, купейные и плацкартные, а им (и то - меньшинству) достанется, в лучшем случае, висеть на подножке последнего вагона, глотая дым и копоть, а в худшем (большинству) - лишь подсчитывать - как и во всякой бандитской пирамиде - синяки да шишки.
Один из лириков (сделавший, кстати, серьёзные открытия и в науке) заявил когда-то: "Техника в соединении с пошлостью - это самый страшный враг искусства". Если бы только искусства!
Техника в соединении с пошлостью, набив наши желудки и приучив довольствоваться удовольствиями да удобствами, отучила нас от веры в счастье, обыкновенное человеческое счастье - любить мир, чувствовать себя в безопасности, в спокойной уверенности, что еда наша съедобна, вода пригодна для питья, а воздух для дыхания. Что и детям нашим оставим мы, чем дышать и чем питаться. Что не отобьём у них желания радоваться жизни, "дивясь божественным природы красотам, и пред созданьями искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья".
Этот лирик, кстати, провозгласил - нам, потомкам, в назидание - ещё и знаменитый свой лозунг: "Да здравствуют музы, да здравствует разум!" (обратите внимание: сначала - музы!).
И почему бы людям разума - людям холодного ума и трезвого рассудка, не сблизиться с ними - людьми горячего сердца - вместе чтобы подправить направление нашего стремительного бега "в никуда"? Почему бы не бросить в мир лозунг:
- Физматики всех стран, объединяйтесь... с лириками!
Зачем? - да чтобы вместе стричь газон культуры. Стричь и поливать. Долго? - да, долго. Кто-то знает путь короче?
Самое бы время сейчас оглядеться, одуматься и - направить огромный потенциал знаний и умений не на физматическое (преимущественно - военное), а на гуманитарное - позабыт-позаброшенное - развитие нашего одурманенного, охмурённого, окончательно обалдевшего общества.
Иначе ведь совсем другие люди - жадные, циничные и тупые - устроят мир на свой - жалкий и страшный - мещанский лад и на свой похабный вкус.
А пока ещё все мы бредим материальными ценностями - всерьёз ещё убеждены, что музыка с рисованием (в отличие от тригонометрии с физикой) - это несерьёзно. Это - на десерт, "на сладкое". И вообще, искусство - это не значимая, не существенная часть нашей жизни, а лишь её украшение, лишь декоративное её оформление. Нечто, вроде позолоты на свиной коже нашей жизни: позолота, мол, сотрётся,, свиная кожа останется.
Потому, верно, и не согласился с этим оловянный солдатик, что без той самой "позолоты" останется в нашей жизни одна лишь свиная кожа, "похожая скорее на грязный комок земли". Если вообще что-то останется.

Комментарии

Добавить изображение