ЦЕРКОВНЫЙ КОНЕЦ

03-03-2013

"На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались..." заметил в свое время Салтыков-Щедрин. С тех пор мало что изменилось. Причем патриотизм в России всегда прогуливается рука об руку с некой соборной духовностью. По поводу сей фикции 15 февраля в "Московском комсомольце" вышла статья Станислава Белковского "Папа указал путь патриарху" с программой реформирования Русской православной церкви Московского патриархата. В исполнительной, но глуповатой Госдупе тут же раздались призывы исследовать ее на предмет экстремизма. Увы, не церковь, что было бы уместно, а статью. Но чего в тексте нет, того нет. Хотя реформация по Белковскому будет означать ликвидацию РПЦ. Эта церковь нереформируема.

Думаю, многие еще помнят картину Василия Перова "Монастырская трапеза", писанную во времена Салтыкова-Щедрина и в том же в сатирически-карикатурном ключе. Она пародирует классическую тему тайной вечери и явно лишними выглядят на сем пиру два мученика: распятый Христос и нищенка, просящая милостыню.

ЦЕРКОВНЫЙ КОНЕЦ

Многие слыхали, видимо, и о статье Н. Бердяева. "Существует ли в православии свобода мысли и совести?" Она была опубликована в 1939 году (спустя четыре года товарищ Сталин - новый Христос, прижатый к стенке немцами воссоздаст русскую церковь) и эпиграфом к ней даны слова Ницше: "Вы стали маленькими и будете всё меньше: это сделало Ваше учение о смирении и послушании".
Бердяев пишет: "В истории сакрализовали всякую мерзость под напором "царства Кесаря", под корыстными социальными влияниями. Рабство, крепостное право, введенное в катехизис Филарета, деспотическая форма государства, отсталость научного знания - всё было священной традицией. Нет таких форм рабства, деспотизма и обскурантизма, которые не были бы освящены традицией. Нет ничего ужаснее тех выводов, которые были сделаны в историческом православии из идеи смирения и послушания. Во имя смирения требовали послушания злу и неправде. Это превратилось в школу угодничества. Формировались рабьи души, лишенные всякого мужества, дрожащие перед силой и властью этого мира. Гражданское мужество и чувство чести были несовместимы с такого рода пониманием смирения и послушания. Отсюда и подхалимство в советской России. Русское духовенство, иерархи церкви всегда трепетали перед государственной властью, приспособлялись к ней и соглашались подчинить ей церковь. Это осталось и сейчас, когда нет уже, слава Богу, лживого "православного государства".

Да, это осталось и сейчас, когда нет уже лживого советского государства. Вот буквальная калька с картины Перова, недавний снимок патриаршей трапезы - вглядитесь в эти упитанные рабьи души. Пируют!

ЦЕРКОВНЫЙ КОНЕЦ

Но не пир ли это во время чумы? Публичные трапезы, где столы ломятся от яств, дорогущие часы, машины и дворцы патриарха, церковные яхты, пьяные попы на "Мерседесах", давящие народ, глупейшие выступления иерархов, отвечающих за связи с общественностью, рясоносцы (священниками назвать их не поворачивается язык), освящающие ядерные баллистические ракеты, кафедры теологии в некогда прославленных технических институтах, православные хунвейбины, нападающие на прохожих, на театры и музеи все это резко подорвало и без того невеликий авторитет русского православия. Создается впечатление, что Путин и Гундяев серьезно ошиблись, выведя церковь на публику, в медийное пространство. Что у них нет главного - чувства вкуса и меры.
Белковский правильно замечает, что эта сталинская по сути церковь сделала для своей дискредитации гораздо больше, чем все ее противники, вместе взятые! И - господь явно лишил ее разума! - упорно продолжает саморазоблачение. Так, не раз в течение этой зимы патриарх Кирилл призывал священников активнее использовать Интернет: "Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети - все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там - значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев", - так он сказал на Архиерейском соборе в Москве. По его мнению, "сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг - обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодёжь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви".

При этом Кирилл предостерёг священников от чрезмерног
о увлечения виртуальным общением. И правильно сделал! Но лучше бы он прямо запретил подобное общение - ввиду крайне негативных последствий для его невежественной, номенклатурной церкви, не умеющей вести открытый диалог с людьми. Да что там виртуальное, посмотрите на реальное лицо церкви!

Один болтун Чаплин (пардон, спикер, председатель скандального Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, почётная грамота Президента Российской Федерации от 20 июля 2011 года - за заслуги в развитии духовной культуры и укрепление дружбы между народами) чего стоит! Не будем о его пьяных выходках, об этом гляньте ссылку у Белковского, о совершенно диких, средневековых воплях в адрес Pussy Riot, но вспомним, как 27 августа 2012 года на пресс-конференции в Ставрополе он заявил:
"Если кто-то украшает храмы, это проявление любви к храмам. Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы - это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?"

ЦЕРКОВНЫЙ КОНЕЦ

Я не уверен, что проявление любви к патриарху в виде дорогих подношений так уж естественно. Боюсь, как раз наоборот! Во-первых, патриарх у нас монах и не может, то есть, не должен принимать таких даров. Это аморально и противоречит ключевым нормам института монашества. Во-вторых, он должностное лицо и подношения вполне можно квалифицировать как мзду или взятку. А гражданина Чаплина - как соучастника преступления. В-третьих, Россия становится - в том числе и с подачи церкви! все более гомофобной страной и любовь к патриарху следует выражать осторожнее, мало ли кто как ее поймет. Вон, про папу Бенедикта сплетничают, что покинул пост, чрезвычайно огорчившись размахом педофилии и гомосексуализма в рядах возглавляемого им клира…

Да, диковатый Чаплин (а ведь профессорский сынок!) - это истинный позор церкви, тут я с Белковским согласен, но она сего не понимает, так что они, церковь и Чаплин, вполне адекватны. Это не ошибка церковного отдела кадров - сей упитанный иерарх еще не самый худший ее кадр! Он лучший из худших (плохо, когда нет выбора, когда естественный отбор завершается неестественно). И если устраивает патриарха, то тем хуже для них обоих.
Несколько культурнее Чаплина и менее одиозен декларативно зависимый Легойда (председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата), но и он прославился в свое время нападками на Джордано Бруно и оправданием костра на Кампо дей Фьори. Мол, Бруно был жуликом, а церковь в своем праве. Неудивительно, что и в скандале с варварским осуждением девиц из Pussy Riot он с удовольствием подставил свои ризы под новые грязные пятна:

ЦЕРКОВНЫЙ КОНЕЦ

"То, что наше общество, при боли поруганных чувств, способно на сострадание и прощение, безусловно, хорошо. Но почему же сообщество не задается вопросом, кто стоит за всем этим? Почему мы не обсуждаем сам факт этого ужасного поступка, который не является "невинной шалостью" и не имеет никакого отношения ни к свободе слова, ни к правам человека, ни к другим демократическим ценностям. Если только таковой не стала свобода от совести". (http://www.patriarchia.ru/db/text/2062509.html)

Ох, напрасно, не подумав хорошо, главный информатор патриархата апеллирует к таким нравственным категориям, как совесть, позволяющая отличать дурное от доброго! Ибо позиция церкви в данном случае полностью свободна от нее, абсолютно аморальна. Хотя попы и декларируют себя верховными носителями моральных норм - поблескивая Картье на запястьях. Кстати, гляньте ссылку на запись танцев в ХСС, сделанную задолго до акции Pussy Riot. http://pravdoiskanie.livejournal.com/94075.html

Чем это совершенно неуместное в храме дрыгоножество и дурновкусие лучше? Тем, что пляшущие церковные клуши не в балаклавах, а в дурацких платочках и молчат под псевдорусскую скулящую фанеру?

Попытка апологии глупости не удалась и журналисту Владимиру Вигилянскому, протоиерею, до недавнего времени руководившему пресс-службой патриарха. Именно его служба прославилась фокусами с удалением и последующим чудесным возвращением знаменитых часов владыки на фотографии с патриаршего сайта. После чего он и сам был удален с должности и отправлен в деревенский храм. В жалкой попытке оправдать и оправдаться талантливый некогда журналист написал книгу об информационной атаке на церковь

. В сетевой аннотации к ней говорится:

"Автор убедительно показывает весьма неприглядную сущность источника атаки на Церковь новую либеральную религию с ее культом вседозволенности, адепты которой представляют собой страшный срез нашего общества. Либеральная пресса и блогосфера, одиозно представляющая информацию, самым бесстыдным образом распространяющая клевету, подтасовывающая факты с одной целью облить грязью Церковь, при этом не "замечая" фактов милосердия и благотворительности, указаны как рупор этой группы людей. Постмодернистское смешение добра и зла, тщеславное самозванство, ставшее во многом доминирующей отличительной особенностью нашей жизни, особенно ярко проявилось в это период".

Да уж, сущность весьма неприглядна! Главная идея книженции проста, как Путин: за критикой церкви стоят дьявол и Запад, либералы и масоны, но напрасно они стараются, информационные войны она не проигрывает в принципе ее крышует бог. И - форвардом в ответ Белковскому что РПЦ принципиально нереформируема, будучи совершенством, богом же созданным!

О божественном совершенстве русской церкви еще Гоголь писал, правда, вскоре почему-то уморил себя голодом до смерти, поэтому не буду комментировать труд Вигилянского, он того не стоит. Замечу лишь, что это яркий пример того, как оглупляет религия, а глупость не часы патриарха, ее не спрячешь, и тут никакой Кураев не излечит и не спасет.

Что же касается информационных войн, то автор в церковной гордыне своей не видит очевидного: никто атак на РПЦ не организовывал и не координировал. Это нормальная реакция нормальной части общества на тупую агрессивность самой церкви! Ей захотелось участия в жизни социума, захотелось публичности и пиара? Что ж, все это она получила и еще получит полной мерой. Яко даете, тако и обрящете. И не вина, а заслуга общества, что его реакция оказалась не совсем той, на какую рассчитывали чрезмерно самонадеянные рясоносцы. К счастью, оно еще не совсем одичало и не из одних путиных, медведевых и жириновских состоит. Нечего на зеркало пенять, господа попы, коли рожа крива!

Некогда царь Петр требовал: "Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была. (Указ от 4 октября 1703 года). Кажется, действие указа неплохо было бы продлить, хотя нынешним господам сенаторам и думцам это вряд ли поможет, они и по писанному такое несут, что хоть святых выноси! И непременно следует распространить его - в более жесткой форме на священников. Включая Кирилла и даже Кураева. Пусть они вообще помалкивают на ассамблеях и в присутствии. Хватит с них и амвона. Им нечего сказать миру.

В эпилоге вернемся к предложениям Белковского. Он пишет:
"Итак, основные положения доктрины церковной реформации, на мой взгляд, должны быть следующими.
1. РПЦ МП как общественная организация, единое бюрократическое целое должна быть ликвидирована.
2. Русская церковь - желательно, чтобы она вернула досталинское название и стала Российской православной церковью - должна трансформироваться в конфедерацию независимых приходов.
3. Прихожане будут избирать себе пастырей, пастыри - епископов, епископы - патриарха. Неизменную со сталинских времен модель вертикального управления Церковью следует упразднить.
4. Необходимо возродить процедуру оглашения (катехизации) - всякий член Церкви должен понимать, почему он становится православным и что есть Бог, который главнее всех земных начальств.
5. Следуя (только в данном случае) католическому примеру, надо ввести институт конфирмации: любой взрослый человек, даже если он крещен в детстве, должен подтвердить, что принадлежит к православной Церкви".

Предложения эти разумны вообще, но не здравы в данном конкретном случае. Их осуществление немедленно приведет к распаду русской православной церкви на десятки ожесточенно враждующих сект - по той же причине, по какой невозможна демократия в России. Как единое целое она способна существовать лишь в режиме автократии или иной формы жесткой централизованной власти.
Иное дело идея Белковского о направлении патриарха по стопам папы, об отречении и уходе в женский монастырь. Это почти смешно. Если не знать, что в дамском обществе он (Кирилл, а не Белковский) и сейчас себе не отказывает.

Комментарии

Добавить изображение